Незаконный оборот наркотических средств

Наряду с ростом наркологической заболеваемости изменилась и структура наркомании. Если в 80-е годы доля гашишной наркомании составляла 60-80%, а опийной 8-10%, то в настоящее время доля опийной наркомании возросла до 60%, а гашишной снизилась до 30%.
Подавляющее большинство больных (95,6%) –это люди трудоспособного, репродуктивного возраста (от 18 до 45 лет). Однако уже сегодня можно сказать, что наряду с ростом наркомании идет полным ходом наркотизация подростков. Так, исследователи 70-80 годов показали, что первые пробы наркотиков были в 16-18 летнем возрасте, а регулярные приемы наркотиков приходились на возраст 20-22 года, то в настоящее время эпизоды потребления приходятся на возраст 13-14 лет, а переход к постоянному потреблению наркотиков на возраст 15-16 лет, но имеются также случаи заболевания наркоманией у детей 10-12 лет.
Дополнительным показателем неблагополучия в наркологической ситуации является увеличение числа лиц прошедших судебно-наркологическую экспертизу с 1878 – в 1995 году, до 2136 – в 1996 году.
Все это свидетельствует об увеличивающемся росте заболеваемости наркоманией людей из различных социальных групп, которые подвергаются риску попадания в физическую и психическую зависимость от наркотиков и, что особенно опасно – подавляющее большинство из них подростки и молодежь, что представляет собой серьезную угрозу генофонду республики и вызывает невосполнимые потери человеческих ресурсов.
Только по официальным статистическим данным в 1998 году от передозировки и отравления наркотиками по республике скончалось 14 человек в трудоспособном возрасте, однако, фактический уровень смертности наркоманов гораздо выше статистического.
Кыргызстан по своему географическому положению, наличию
Транспортных путей сообщения находится в центре регионов выращивания
и потребления наркотических средств.
До недавнего времени проблемам, связанным с наркотиками от потребления до производства и торговли, не придавался характер острой социальной проблемы. После обретения независимости под воздействием различных внешних и внутренних факторов, которые зачастую, к сожалению, не принимались во внимание, проблемы, связанные с незаконным торговлей наркотиками, получили дальнейшее развитие.
Сегодня наркорынок является самым подвижным и многоликим сектором криминального рынка, моментально реагирующим на деструктивные и аномальные потребности людей. Приходится констатировать, что в Кыргызстане, к сожалению, на сегодня существуют все условия для его расширенного производства. Только по официальной статистике, в 1995 г. рост1 составил 3,1%, а в 1996 г. – 11%, причем эта прогрессирующая тенденция, характерная для всех регионов Кыргызстана, с каждым годом растет все с большей скоростью не только в Кыргызстане, но и во всем мире.
К факторам, способствующим этим процессам, можно отнести:
-собственные сырьевые источники дикорастущей конопли;
-слабо укрепленные границы, когда в соседнем Таджикистане не прекращаются внутренние конфликты, а в Афганистане производство опия, по оценкам ООН, достигает 3 тысяч тонн в год;1
-широкое распространение бедности. По данным Всемирного банка, в Кыргызстане 75% населения находится за чертой бедности, а 30% из них – в крайней бедности;2
-слабая законодательная урегулированность в вопросах организации государственной службы, что привело к широкому распространению коррупции в органах власти;
- отсутствие государственных действий по рационализации жизненных ориентаций молодежи.
Также одним из факторов, усугубляющим существующее положение является все увеличивающаяся контрабанда наркотиков из сопредельных стран дальнего и ближнего зарубежья, втягивание в наркобизнесс широких слоев населения.
Колоссальные прибыли, извлекаемые из незаконного оборота НС, с одной стороны, отсутствие жизненных идеалов и бесперспективность значительных групп населения в обществе, с другой, привлекают к нелегальному производству и спекуляции наркотиками тысячи и тысячи преступных элементов. По данным международных экспертов ООН и Интерпола, 1 доллар, вложенный в наркобизнес, приносит 12.240 долларов прибыли. Именно высокая прибыльность и способствует быстрому развитию незаконного оборота наркотических средств.
Различные по своему положению в обществе, средствам, связям, возможностям они имеются на всех ступенях гигантского механизма, цель которого – производство денег, а средство – отравление миллионов людей. Среди многочисленных форм преступной деятельности, незаконный оборот НС является самым массовым и организованным видом.
К примеру, на сегодняшний момент можно привести следующие цены на
некоторые виды наркотиков на территории нашей республики:
- 1кг – героина в Ошской области стоит 5-7 тысяч долларов США, в Бишкеке – 10-12 тысяч долларов США;
- 1кг опиума в Оше – 500-800 долларов США, в Бишкеке – 800-1000 долларов США;
- 1 кг гашиша – 500 долларов США;
- 1 кг марихуаны – 100-300 долларов США.3
Масштабы незаконного оборота НС невозможно установить достаточно четко. Определенные сведения о них можно получить на основе данных о произведенных изъятиях наркотиков. К примеру, на территории Кыргызстана было изъято наркотических средств:
-в 1993 году - 1773,4 кг;
-в 1994 году – 1131,8 кг;
- в 1995 году – 1254,8 кг;
-в 1996 году – 1472,6 кг;
-в 1997 году – 1336,8 кг;
-в 1998 году – 1774,4 кг;
-в 1 квартале 1999 года – 334,9 кг.1
Из приведенной статистики можно увидеть, что количество незаконных операций с НС с каждым годом увеличиваются, несмотря на тенденцию уменьшения общего количества преступлений.
Основная масса изъятых НС приходит в КР транзитными путями из Афганистана и Таджикистана. Существует хорошо отлаженный криминальными структурами наркотрафик через нашу республику с «доставкой на дом» наркотиков в страны Центральной и Восточной Азии. Часть этих НС оседает в Кыргызстане.
Все вышеуказанное актуализирует тему предлагаемой дипломной работы.
Актуализация и рост общественной значимости проблемы незаконной торговли наркотиками определили отношение общественности к данной проблематике, обусловили необходимость создания научно обоснованной стратегии борьбы на междисциплинарной основе, охватывающей различные стороны создания научного знания.
Вместе с тем следует отметить, что существующее состояние исследований в этой области является неудовлетворительным. Наиболее серьезной значимой работой последних 10 лет в этом вопросе является монография К.Ш.Курманова, изданная в 1989 году «Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы». Несмотря на значительный рост внимания к данной проблематике со стороны ученых, политиков, ряд важных аспектов данной проблематики остается неизученным.
Новизна выбранной темы состоит в том, что в связи с принятием в 1997 году Кыргызской Республикой нового Уголовного кодекса к проблеме незаконного оборота наркотических средств стали подходить по другому. Например, ранее действовавший УК КР 1961 года предусматривал составы преступлений, связанных с наркотическими средствами в главе под названием « Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в двух, трех статьях, диспозиция которых охватывала узкий круг преступных деяний, связанных с наркоманией. Хищение же наркотических средств рассматривалось в другой главе наряду с хищениями любого другого вида имущества, в зависимости от формы его совершения. Спекуляция наркотическими средствами квалифицировалась по совокупности
А новый УК КР включил все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в одну главу 25, именуемую « Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», по признаку общности объекта на который они посягают. Также можно указать и на тот факт, что некоторые виды наркопреступлений которые ранее считались уголовно-наказуемыми, по новому УК преступлениями не являются. Например, по УК 1961 года потребление наркотических средств без назначения врача считалось преступным деянием, а в новому УК такая норма отсутствует.
Практическая значимость данной работы в том, что в ней обобщается законодательство КР по незаконному обороту наркотических средств, дается подробный анализ норм УК КР, предусматривающих ответственность за незаконные операции с наркотиками, рассматриваются методы расследования указанных преступлений правоохранительными органами,а также предлагаются нововведения в этой области, с учетом ряда особенностей нашей республики, рекомендуемые применять на практике.
Только комплексное и системное изучение факторов, способствующих превращению наркобизнеса в наиболее доходный вид преступной деятельности в Кыргызстане, обретающего контуры высококонцентрированного и высокоцентрализованного бизнеса организованной преступности поможет разрешить данную проблему. Это связано с тем, что борьба с наркотизмом в первую очередь предполагает глубокие знания о самом явлении, затем адекватное отражение в законодательстве и, наконец, систему продуманных мер по ее локализации.
Таким образом, указанная проблематика является многозначной и многоаспектной. Все это актуализирует главную цель предлагаемой работы, в которую входят как теоретическое развитие проблемы, связанной с незаконным оборотом наркотиков, так и внесение некоторых предложений, которые впоследствии могут быть использованы на практике.


1.1 Международно-правовые аспекты преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Наркомания, распостраняясь по миру, легко пересекает границы между государствами, для нее нет непреодолимых препятствий и барьеров, она отвоевывает все новые территории с огромной скоростью. Нет ни одной страны, где бы народ и правительство оставались равнодушными и безучастными к судьбам людей, попавших под влияние расползающегося наркотического дурмана, втягивающего в смертельную бездну новые жертвы. Для защиты от наркоманной беды все народы мира применяли разнообразные средства. Каждое государство в определенные исторические периоды своего развития принимало соответствующие законы, направленные на борьбу с наркоманией. Устанавливалась уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками, включая самые суровые санкции (длительные сроки лишения свободы и даже смертную казнь). А с начала XX в., понимая чрезвычайную опасность данного негативного социального явления, врачи, интеллигенция, некоторые религиозные деятели стали высказывать мнение о необходимости объединения усилий перед нарастающей угрозой расползания по миру наркомании. В 1909-1912 гг. проводятся первые международные совещания и конференции, на которых обсуждаются вопросы контроля за производством опиума-сырца, ограничением его экспорта, возможным разрешением использования в медицинских целях и т.д. В подготовке и принятии первой в истории человечества Конвенции и наркотиках приняли участие 12 государств мира. В разработке и принятии последующих конвенций о борьбе против незаконного оборота НС, а затем психотропных веществ участвовали почти 150 государств.
Современный уровень борьбы с наркоманией уже не мыслим без международных соглашений о контроле за производством наркотиков в тех или иных государствах, без осуществления строгих мер надзора за рынком торговли наркотиками, без обязанности выполнения всех достигнутых межправительственных договоренностей и ответственности в случае их нарушения. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1991-2000 гг. десятилетием борьбы против злоупотреблений наркотиками.
Ученые всего мира постоянно разрабатывают новые, самые эффективные, отвечающие современному уровню науки способы оказания помощи больным наркоманией. Отрабатываются новейшие методики лечения, проверяется действие лекарственных препаратов, включая даже производство операций с целью избавления человека от наркотической зависимости. Обобщается опыт мировой практики предупреждения наркомании с помощью объединения накопленных знаний в области медицины, психиатрии, психологии, социологии, юриспруденции и т.д. Но несмотря на все усилия ученых и практиков, проблема наркомании продолжает оставаться одной из самых злободневных, общественно опасных, остро стоящих перед человечеством, трудно разрешимых в обозримом будущем.1
Международная система контроля над наркотиками основывается на принципе национального контроля в рамках юрисдикции отдельных государств и в соответствии с положениями международных договоров. Каждое государство-участник конкретного договора обязано принять соответствующее законодательство, осуществлять необходимые административные и правоохранительные меры и сотрудничать не только с другими государствами, но также с международными органами по контролю над наркотиками, созданными в соответствии с этими договорами. Всем другим государствам, не являющимся участниками соответствующего договора, предлагается принимать эти меры на временной основе до вступления его в силу для каждого из них.
Основными действующими международными договорами о контроле над наркотиками является Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая была принята в 1988 году.
Эти конвенции являются самыми последними среди множества многосторонних договоров. Они отражают усилия международного сообщества наций, направленные на развитие сотрудничества в борьбе против злоупотребления наркотиками, и включает также основную задачу всех предыдущих международных конвенций в этой области, а именно ограничить использование наркотиков чисто медицинскими и научными целями.
Цель этих конвенций, как было выше указано, заключается в обеспечении доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских и научных целях, ограничении их использования этими целями и борьбе с их незаконным оборотом, спросом и потреблением.
Они представляют собой общие принципы, которые должны служить основой для других двусторонних и многосторонних официальных договоренностей и соглашений, в которых определялись бы конкретные формы и условия для оказания помощи и проведения совместных действий в области контроля над наркотиками.
Главная цель Единой Конвенции 1961 года, вступившей в силу в 1964 году, заключалась в том, чтобы подтвердить, кодифицировать, упростить, обновить и дополнить ранее заключенные договоры. Она ограничивает производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и использование НС исключительно медицинскими и научными целями и направлена на борьбу с наркоманией, в связи с чем, правительства обязаны предоставлять все возможные средства для лечения, ухода и социальной реабилитации наркоманов. В ней НС подразделяются на 4 категории в соответствии с рисками неконтролируемого использования и вероятности злоупотребления. Для каждой категории предусмотрены меры контроля различной строгости.
В Протоколе 1972 года о поправках к Единой Конвенции 1961 года более четко определены и расширены функции контроля и проверки Международного комитета по контролю над наркотиками, дополнительно усилены меры по контролю, предусмотренные в 1961 году, включено обязательство для сторон представлять доклады о деятельности по незаконному обороту наркотиков в рамках их границ (включая производство, изготовление, переработку, использование и оборот) и уделено больше внимания лечению, образованию, восстановлению, реабилитации и социальной интеграции наркоманов.
Конвенция 1971 года возлагает на государства-участники обязательства осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами, которые являются предметом злоупотребления или могут стать предметом злоупотребления в будущем в ущерб общественному здоровью. К ним относятся депрессанты центральной нервной системы, стимуляторы и галлюциногены.
Конвенция 1988 года призвана содействовать развитию сотрудничества между государствами - участниками, с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота НС и психотропных веществ, имеющего международный характер.1

ОРГАНЫ ООН ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ.

Программа ООН по контролю над наркотиками (английская аббревиатура – «UNDCP» ( читается как «Ю-Эн-Ди-Си-Пи»); русская аббревиатура «ЮНДКП» ) является органом Секретариата, отвечающим за все мероприятия Организации Объединенных Наций в области контроля над НС. Программа была создана в соответствии с резолюцией 45/179 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1990 года. Она возглавляется Директором-исполнителем, который представляет доклады непосредственно Генеральному секретарю.
Среди своих многочисленных функций, связанных с контролем над наркотиками Программа служит секретариатом и исполнительным органом Комиссии по НС. В этой связи он оказывает помощь государствам-членам в осуществлении договоров по контролю над НС и выполняет обязанности, вытекающие из действующих международных соглашений по контролю над НС, а также из мандата Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по НС. Кроме того, Программа оказывает техническое сотрудничество в борьбе со злоупотреблением НС и их незаконным оборотом, в разработке программ контроля над наркотиками и оказании помощи в финансировании их осуществления.
Проекты, поддерживаемые ООН в настоящее время осуществляются в более чем 40 странах. Эти проекты охватывают все аспекты проблемы наркотиков.

Международный комитет по контролю над наркотиками.

Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) был создан в 1961 г. для того, чтобы ограничить выращивание, производство, изготовление и использование НС адекватным количеством, необходимым для медицинских и научных целей, и гарантировать их наличие для этих целей.
В состав Комитета входят тринадцать членов, избираемых Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС), которые выступают в личном качестве как эксперты, а не как представители правительств. Три члена, имеющие опыт работы в области медицины, фармакологии или фармацевтики, избираются по предложению Всемирной Организации Здравоохранения, а десять членов – по предложению государств-участников договоров.

Комиссия ООН по наркотическим средствам.

Комиссия по наркотическим средствам была создана в феврале 1946 г. ЭКОСОС в качестве главного директивного органа системы ООН по вопросам международного контроля над НС. Комиссия, в настоящее время состоящая из 40 членов избираемых ЭКОСОС, изучает положение с наркотиками в мире и оказывает помощь в контроле и осуществлении соответствующих международных конвенций и в подготовке новых документов для усиления международного контроля над НС.1


1.2. Понятие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Наркомания – одна из сложнейших проблем современности, касающихся всех людей, живущих на земном шаре. Наркомания не щадит ни бедных, ни богатых. Ей абсолютно безразлично, кто попал в ее сети: малолетний подросток, юноша или старик. Она хладнокровно и равнодушно пополняет свои ряды за счет все новых и новых людей, последовательно приводя их к гибели.1

Про наркоманию, ее общественную опасность, негативные последствия, борьбу с ней сказано и написано немало. Однако это явление не только не уменьшается, но, наоборот, оно расширяет свои границы, расползаясь вширь и вглубь, и подобно раковой опухоли, своими метастазами проникает и поражает все большее число людей в разных государствах. Приобретает оно и новые, все более опасные формы и характеристики. Два десятилетия назад можно было говорить лишь о начале зарождения таких проявлений, как наркомафия, наркобизнес, и то применительно к некоторым государствам. Сейчас наркомания – это настолько распространенное явление, что ни у кого не возникает сомнения в его реальности и чрезвычайно пагубном влиянии на всех людей. Наркобизнесс является одним из самых доходных во всем мире. Не исключение из правила и деятельность в данной области кыргызских преступников, занимающихся распространением наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время наркомафия владеет миллиардными доходами, полученными на горе, боли и смерти тысяч людей.
Наркомания наносит непоправимый вред как конкретному человеку, пристрастившемуся к наркотикам, так и всему обществу в целом. Вред, причиняемый наркотиками настолько многозначен, что трудно назвать какую-либо область человеческих отношений в обществе, которая бы не испытывала на себе негативных последствий наркомании. Под воздействием систематического приема наркотиков постепенно разрушается человеческая личность, искажаются взгляды представления о нравственных критериях, духовных ценностях, потребностях человека. Личность деградирует и, как правило, неминуемо погибает. Значит, на определенном этапе общество вместо нормальных, здоровых, трудоспособных граждан получит разложившихся морально и больных физически людей, которые, как правило, опасны не только для себя, но и для окружающих.
Все это предопределяет то, что общество вынуждено, с одной стороны, нести огромные финансовые затраты на оказание медицинской и иной помощи наркоманам, пытающимся избавиться от пагубной привычки, с другой – оно обязано выделять значительные материальные средства, отвлекать силы правоохранительных органов на сдерживание и предупреждение антиобщественных проявлений и преступлений со стороны наркоманов, на борьбу с наркодельцами и наркомафией, распространяющими ядовитое зелье.

К сожалению, несмотря на все принимаемые меры, проблема незаконного оборота НС в последние годы в КР имеет устойчивые закономерности роста. Наркотики продолжают завоевывать новые территории и в нашей стране, заражая неизлечимой болезнью все большее число лиц, подвергая смертельной опасности в первую очередь несовершеннолетних и молодежь. Быстрому процессу наркотизации населения в настоящее время во многом способствует социально-экономическая нестабильность общества, страх перед будущим, обострение политических, нравственных, национальных отношений, незащищенность и беспомощность перед разгулом преступности и ужасающими размерами насилия в обществе.

Для отражения различных аспектов, то есть всех преступных явлений, связанных с наркотиками, широко распространенное понятие «наркомания» недостаточно, поскольку оно характеризует только медицинский, или биологический аспект, а именно наркоманию как болезнь исключительно с позиций медицины, но не охватывает социальный, в частности правовой, и ряд других аспектов.

Поэтому в юридической литературе используется понятие «наркотизм», определяемое шире, чем понятие «наркомания» за счет включения в него социального и иных аспектов. Так, под наркотизмом понимается «явление социального порядка», представляющее собой «совокупность опасных для общества противоправных действий, выражающихся в умышленном потреблении наркотических средств без назначения врача, незаконных операциях с ними, приобщении других лиц к немедицинскому приему таких средств, созданию условий способствующих поступлению их в незаконный оборот»1. Следует отметить, что термин «наркотизм» содержится преимущественно в теоретических источниках, тогда как для обозначения данного явления в законах, других нормативных актах, а также в специальной литературе используется термин «наркомания».
Такое четкое определение наркотизма, во-первых, дает четкое представление о всех компонентах наркотизма и соответственно о направлениях и мерах борьбы с ним и, во-вторых, послужит убедительным аргументом в пользу принятия и реализации специально финансируемой государственной программы его преодоления.

К деяниям, подпадающим под понятие наркотизма относятся: потребление, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт, хищение НС; склонение других лиц к их потреблению; создание условий для их потребления; посев или выращивание наркотикосодержащих культур; нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки НС; контрабанда НС, а также различные корыстные (включая корыстно-насильственные) преступления, не связанные с наркотиками, но совершаемые с целью добывания средств для их последующего приобретения (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство и другие), и насильственные преступления, совершаемые в состоянии наркотического опьянения (против личности, хулиганство и т.д.).1 Приведенное определение отражает суть, очерчивает границы и сферы проявления наркотизма, а также указывает направления для установления его масштабов и разработки мер борьбы с ним. Между тем истинные масштабы этого явления вуалируются высокой степенью латентности как заболеваемости наркоманией, так и противоправных деяний, связанных с НС.2
В нашей республике Закон « О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» был принят 22 мая 1998 года. Данный Закон с учетом международных обязательств КР регулирует общественные отношения в сфере оборота НС, ПВ и прекурсоров, устанавливает ответственность и систему мер, направленных против их незаконного оборота и злоупотребления ими.
То есть вышеуказанный закон регулирует все общественные отношения в сфере оборота НС, ПВ и прекурсоров. А статьями 247-252 УК Кыргызской Республики предусматриваются уже более конкретные, общественно опасные и наказуемые общественные отношения в сфере незаконного оборота НС на территории КР, а также уголовная ответственность за их нарушение.
Наркомания и преступность – явления тесно взаимосвязанные, существующие неразрывно между собой, нередко распространяющиеся только потому, что они «подпитывают» друг друга.
Все преступления, так или иначе порожденные, обусловленные или соприкасающиеся с наркоманией, условно можно подразделить на несколько групп. Круг преступлений, связанных с наркотиками, в каждой группе достаточно широк.
В первую группу объединим преступления, совершаемые потребителями наркотиков. Сюда прежде всего относятся запрещенные законом действия по приобретению, изготовлению, перевозке и другие операции с наркотиками, совершаемые лицами, пробившимися к потреблению ядовитого дурмана и добывающими эти препараты в личных целях для последующего использования. В действующем УК КР установлена ответственность практически за все незаконные операции с наркотиками. Уголовно наказуемы приобретение, хранение, изготовление, пересылка, перевозка, сбыт, хищение либо вымогательство наркотиков, склонение к потреблению НС, организация либо содержание притонов для потребления НС, выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение НС.
При этом рано или поздно наркоманы-потребители вынуждены идти на контакт со сбытчиками, представителями преступных группировок, попадая к ним в материальную и психологическую зависимость. Очень часто, не имея необходимых денег на приобретение очередной порции наркотика для себя, они берут в долг, а потом «отрабатывают», в том числе оказывая услуги сбытчикам по распространению НС. Тем самым лица, попавшие в наркотическую зависимость, незаметно для себя преодолевают хрупкую грань от уголовно не наказуемого деяния (потребление) к тяжкому преступлению (распространение).
Ко второй группе преступлений, связанных с наркотиками, относятся корыстные и корыстно-насильственные общественно опасные деяния, на которые решаются наркоманы с единственной целью получения денег для приобретения НС. Особенность течения болезни наркомании состоит в том, что втянувшийся, а затем превратившийся в хронического больного наркоман не может все время обходиться одним и тем же количеством потребляемых НС. Постепенно, но неизбежно его суточная дозировка увеличивается многократно. Параллельно, подобно сообщающимся сосудам, из личности как бы «вытекает» последняя способность своим трудом зарабатывать деньги, желание остановиться, обратиться за помощью. Наркоман все больше деградирует, превращаясь в раба наркотика, ради которого он готов на все. Преступление в такой ситуации – это для него достаточно быстрый и единственно приемлемый путь получения денег.
В третью группу входят агрессивные преступления, которые совершают наркоманы, находясь в состоянии наркотического опьянения. В таком состоянии наркоман представляет реальную опасность и угрозу причинения физического вреда и себе, и окружающим его людям. Находясь под воздействием наркотиков, он, как правило, не может адекватно и объективно оценивать ситуацию, в которой оказался. Его больное воображение воспринимает реальность искаженно. Все предопределяет общественно опасное поведение наркомана, совершение им агрессивных и насильственных преступлений против жизни и здоровья людей. В таком состоянии наркомана трудно остановить, ему абсолютно все равно, находится ли перед ним женщина, или ребенок, или престарелый человек.
Когда все сдерживающие запреты и барьеры под влиянием наркотика разрушены, наркоману становится чуждым чувство раскаяния за содеянное, он не испытывает угрызений совести или страха перед наказанием за свое общественно опасное поведение. Преступления против личности, совершаемые наркоманами, находящимися в наркотическом опьянении, часто отличаются особой жестокостью и цинизмом, сопровождаются длительным и безжалостным издевательством над потерпевшим.
Агрессия стала, чуть ли не отличительной чертой современного общества. В последние годы повсеместно отмечается значительный рост насильственных преступлений, совершаемых не только на почве пьянства, но и наркомании. Криминологи отмечают, что особое беспокойство вызывают сложившиеся изменения в структуре совершаемых преступлений: растет количество умышленных убийств (на 200%), умышленных тяжких телесных повреждений (на250%), изнасилований (на 150%). При этом характерно, что совершение преступлений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения возросло на 180%.1
В четвертую группу преступлений, связанных с наркотиками, входят те, которые совершаются против подрастающего поколения. Невозможно в полной мере оценить опасность и размер вреда, наносимый наркоманией здоровью детей, подростков и молодых людей, а в конечном итоге – будущему генофонду общества.
В эту группу преступлений входят общественно опасные деяния, которые связаны с распространением наркомании вширь, втягиванием в это занятие все новых жертв из числа молодежи. Попав в хроническую зависимость к наркотикам, не в силах самостоятельно справиться с тяжелым недугом, при этом потеряв работу, а с ней и зарплату, данная категория лиц вынуждена рано или поздно решать вопрос об источнике получения денег на НС. Они не могут оставаться в одиночестве. Им нужно окружение. Нередко ради денег они идут на совершение корыстных преступлений, но самый простой способ решения своей проблемы – втянуть в занятие наркоманией новых людей, на средства которых можно какое-то время продолжать приобретать необходимые порции НС. Проще всего это сделать путем вовлечения в занятие наркоманией несовершеннолетних и молодых людей.
Хронические наркоманы, как правило, прибегают к различным ухищрениям, уловкам, обману, чтобы получить очередную дозу наркотического дурмана, боясь своих взрослых покровителей-наркоманов, начинают воровать и приносить из дома деньги и ценности, а затем совершать и другие правонарушения.
Очень близко к этим преступлениям примыкает пятая группа. В нее входят преступления, связанные с распространением наркотиков в их самой общественно опасной форме. Это – организованная преступность в области наркобизнеса. Распространители, сбытчики наркотического зелья данного уровня сами, как правило, не потребляют наркотики. Они объединены в организованные группировки, имеющие разветвленные связи в различных регионах страны, в ближнем и дальнем зарубежье. Их влияние подчас распространяется на финансовые, экономические, а порой и политические процессы, происходящие в стране. На их счету не только преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, но и заказные убийства, физические расправы и устрашение конкурентов, подкуп, рэкет, взяточничество и другие общественно опасные деяния.
Организованная преступность делает на наркотиках свое многомиллионное состояние, с помощью которого она не только вмешивается в финансовые операции на уровне отдельных регионов или страны в целом, но и
стремится оказывать влияние на власть в принятии тех или иных выгодных для
них решений.1
В шестую группу входят те преступления, которые совершаются из-за наркотиков в местах лишения свободы. Здесь наркомания является как бы следствием преступности, хотя после некоторого промежутка времени она вновь превращается в ее причину. Так, лица, отбывающие уголовные наказания, нередко именно в зоне впервые пробуют наркотические вещества, постепенно добровольно или принудительно втягиваются в систематическое их потребление. Оказавшись на свободе, они не только, продолжают оставаться в плену наркотической зависимости, но и становятся активными членами организованных преступных сообществ и группировок, специализирующихся на распространении наркотиков, занимающихся наркобизнесом.2
1.3 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Объект и предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Уголовным кодексом Кыргызской Республики установлена ответственность за следующие виды преступлений, связанных с незаконным оборотом НС:
- незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка без цели сбыта НС либо ПВ (ст.246);
- незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, с целью сбыта или сбыт НС либо ПВ (ст.247);
- хищение либо вымогательство НС либо ПВ (ст.248);
- склонение к потреблению НС либо ПВ (ст.249);
- посев или выращивание наркотикосодержащих культур (ст.250);
- нарушение установленных правил производства и законного оброта НС, ПВ или прекурсоров (ст.251);
- организация или содержание притонов для приобретения НС или ПВ (ст.252);
- незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов дающих право на получение НС или ПВ (ст.253).
Указанными нормами предусмотрены соответствующие составы преступлений, под которыми в уголовном праве понимаются совокупности объективных и субъективных признаков, характеризующих по уголовному закону общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отсутствие любого из этих элементов исключает наличие состава преступления.
Все названные виды преступлений, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ, объединены в главе 25 УК Кыргызской Республики, именуемой «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», по признаку общности объекта на который они посягают.
В уголовном праве под объектом преступления понимается то, на что направлено преступление, чему оно причиняет или может причинить вред.1
В теории уголовного права в настоящее время распространена четырехчленная классификация объекта, что означает деление его на четыре вида: общий, родовой, видовой и непосредственный. Однако она не является универсальной, ибо зависит от построения законодателем системы Особенной части УК и фактического содержания отдельных групп и видов общественных отношений, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств.
Под понятие общего объекта преступлений подпадает вся совокупность ценностей, которые охраняются уголовным законом и на которые может быть совершено преступное посягательство или, как пишут во многих случаях, вся совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений.1
Родовым объектом преступлений связанных с НС является здоровье населения. Здоровье населения можно определить как категорию, представляющую собой нормальное положительное физическое и духовное (психическое) состояние и функционирование организма людей, соответствующее позитивным биологическим началам и свойствам (качествам), приобретенным в условиях и в результате воздействия окружающей природной и социальной среды. Различаются понятия «здоровье индивида», т.е. отдельного человека, и «здоровье населения». Под здоровьем индивида в указанном значении следует понимать такое же состояние и функционирование организма отдельного человека, а под здоровьем населения – аналогичное состояние и функционирование физической и духовной сфер населения всего государства или региона, или многих людей.2
Здоровье населения как родовой объект преступления включает то общее, что свойственно всем непосредственным объектам сопутствующим ему, т.е. те признаки которые можно обнаружить в каждом из непосредственных объектов. При это здоровье населения как родовой объект находится со здоровьем населения как непосредственным объектом в соотношении общего и отдельного.
Общим признаком, присущим всем непосредственным объектам преступлений, связанных с наркотиками, индивидуализирующим эти объекты относительно родового и конкретизирующим родовой объект, является находящийся в сфере этих объектов предмет преступления – НС в виде растений, синтетических или природных веществ, препаратов, лекарственных средств. Это положение дает основание определить непосредственные объекты преступлений, связанных с наркотиками, как общественно опасные отношения, обеспечивающие здоровье населения посредством исключения немедицинского воздействия НС.
Здоровье населения в качестве объекта указанных преступлений, которые включены в главу 25 УК КР, раскрывая сущность и содержание данного объекта, в то же время является предпосылкой для установления непосредственных объектов отдельных видов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, посредством определения индивидуализирующих признаков, а также для разработки понятия общего объекта всех преступлений, связанных с наркотиками, включающего признаки, общие для непосредственных объектов этих преступных деяний.
Общий объект указанных преступлений находится в диалектической взаимосвязи с родовым, видовым и непосредственными объектами, занимает промежуточное положение между ними и по существу является видовым объектом. Таким образом видовой объект преступлений связанных с незаконным оборотом НС – безопасность здоровья населения – можно определить как общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения от немедицинского, негативного, действительного или возможного воздействия НС, охраняемые уголовно-правовыми нормами, объединенными в 25 главе «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Особенной части УК КР.
Важное значение имеет определение непосредственных объектов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Эти объекты соответствуют по содержанию родовому и видовому объектам и характеризуются всеми признаками, свойственными им. Кроме этих признаков, присущих, в частности, видовому объекту, непосредственным объектам свойственны еще дополнительные индивидуализирующие их признаки. Для того, чтобы определить эти признаки, нужно сопоставить объективные признаки, данные в диспозициях каждой из норм об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом НС с их видовым объектом.
Непосредственные объекты преступлений, связанных с незаконным оборотом НС подразделяются на 3 вида. К первому следует отнести непосредственные объекты таких преступлений, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка НС без цели сбыта, с целью сбыта или сбыт этих средств, хищение НС, организация или содержание притонов для потребления НС, склонение к потреблению НС. Второй вид составляет непосредственный объект нарушения установленных правил производства, хранения, приобретения, перевозки, учета, распределения, отпуска НС. Третий вид представлен непосредственным объектом посева или выращивания наркотикосодержащих культур.
Признаками, индивидуализирующими непосредственный объект первого вида, являются с одной стороны, предмет преступления, с другой – степень отдаленности воздействия НС на здоровье населения.
Предметом преступлений, непосредственный объект которых относится к первому виду, являются НС.
Наркотические средства –вещества синтетического или естественного происхождения, их препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях, а равно иные вещества и растения, в силу их действия или злоупотребления ими включенные в национальные в списки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Кыргызской Республике.1



К натуральным наркотикам относят опий, каннабис, героин, кокаин и другие.

Опий - это естественный продукт, получаемый путем надреза незрелых коробочек мака – свернувшийся сок опийного мака. Опий как наркотик, вызывающий приятные ощущения, употребляли в пищу в твердом или жидком виде, хотя по крайней мере два последних столетия его также курили. Большая часть опия в мире перерабатывается в морфин, кодеин и героин.

Каннабис (марихуана) - приготовленная смесь высушенных или невысушенных верхушек с листьями и остатками стебля любых видов растения каннабис без центрального стебля. Каннабис обычно употребляется путем курения в чистом виде или в сочетании с табаком.
К полусинтетическим наркотикам относятся героин, гидроморфин, оксинозон и другие. Поступающий на незаконный рынок героин может быть различным по форме и цвету. Это могут быть порошок или гранулы бежевого или черного цвета.
Героин – это вещество, обладающее высоким аддиктивным потенциалом и действующее непосредственно на центральную нервную систему. Непосредственное воздействие героина на организм выражается в развитии общей дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, подавления кашлевого рефлекса, незначительном ослаблении зрения и снижении активности кишечника. В результате внутреннего употребления героина возникают такие осложнения , как пневмония и другие побочные инфекции, включая СПИД, нарушения аппетита, потеря веса, передозировка и смерть в результате угнетения дыхания.
Кроме полусинтетических наркотиков к синтетическим относят слабодействующие синтетические наркотики и сильнодействующие наркотики (метадон, петидин и др.). Синтетические наркотики делят на группы: барбитураты и седативно-гиппотические средства, малые транквилизаторы ( представляют собой группу депрессантов Ц.Н.С.), амфетамины, ЛСД и другие галлюциногенны, органические растворители и летучие препараты.
Таким образом, данные и другие вещества являются наркотическими, способными «вызвать состояние опьянения, сопровождающееся ощущением полного физического и психического комфорта и благополучия»1
Другим признаком индивидуализирующим непосредственный объект преступлений первого вида, является степень отдаленности воздействия НС на здоровье населения, которая выражается в возможности воздействия указанных средств на безопасность здоровья населения. Всё это позволяет определить непосредственный объект преступлений первого вида, как общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения от немедицинского негативного возможного воздействия НС, находящихся в стадии готовности, охраняемые ст. ст. 246,247,248,249,252 УК КР.
Признаками, индивидуализирующими непосредственный объект преступлений отнесенных ко второму виду, являются также урегулированность и защищенность общественных отношений, обеспечивающих безопасность здоровья населения, специальными правилами производства, хранения, приобретения, перевозки, пересылки, учета, распределения, отпуска НС, т.е. облеченность этих отношений в нормативно-правовую форму, и предмет преступления, представляющий собой НС , не только уже готовые, но и находящиеся на стадии производства, либо являющиеся сырьем для производства таких средств. Наличие названных признаков, позволяет определить непосредственный объект второго вида как общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения от немедицинского негативного возможного воздействия готовых, находящихся в производстве или предназначенных для производства и являющихся сырьем НС, урегулированные и защищаемые специальными правилами производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки НС, охраняемые ст. 251 УК КР.
К признакам, индивидуализирующим непосредственный объект преступлений отнесенных к третьему виду, относятся, с одной стороны, предмет преступления, а с другой – степень отдаленности воздействия посеянных или выращиваемых НС на здоровье населения. Предметом этих преступлений являются наркосодержащие культуры. Суть второго индивидуализирующего признака состоит в возможности последующего воздействия посеянных или выращиваемых культур, содержащих НС, на безопасность населения. На основе перечисленных признаков, непосредственный объект преступлений третьего вида, определяется как общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения от немедицинского, негативного, возможного последующего воздействия посеянных или выращиваемых культур, содержащих НС, запрещенных к возделыванию, охраняемые ст.250 УК КР.
Преступления, связанные с незаконным оборотом НС, являются предметными, т.е. имеют предмет посягательства. В преступлениях данного вида предмет является обязательным признаком. Это связано с тем, что нормы уголовно закона, предусматривающие ответственность за подобные деяния прямо указывают на предмет.
Предметом преступлений, связанных с незаконным оборотом НС, являются НС. Эти средства представляют собой предмет изъятый из оборота, за исключением тех НС, которые используются в медицинских целях. Точнее можно определить предмет исследуемых преступлений как НС, включенные в «Список наркотических средств» Государственной комиссии по контролю наркотиков Кыргызской Республики, а также отнесенные к НС после издания данного списка.
Исходя из приведенного определения, отражающего сущность НС, как предмета преступлений данного вида, можно выделить и систематизировать признаки характеризующие этот предмет, индивидуализирующие его как с физической стороны, так и с правовой стороны.
С физической стороны НС как предмету указанных преступлений, присущи признаки характеризующие его качественно и количественно.
К качественным признакам относятся:1) способность этих средств вызывать состояние опьянения, сопровождающееся ощущением полного физического и психического комфорта и благополучия, и наркоманию; 2) состояние готовности НС вызывать наркотическое опьянение и в последующем при злоупотреблении ими – наркоманию; 3) природное состояние данных средств в виде наркотикосодержащих растений или их семян.
Количественными признаками, характеризующими предмет исследуемых преступлений с физической стороны, являются размеры (количества ) НС. Эти размеры подразделяются на следующие 4 вида: 1) небольшой; 2) значительный; 3) крупный; 4) любой.
Небольшие и крупные размеры НС устанавливаются Государственной комиссией по контролю наркотиков КР, они указаны в «перечне наркотических средств и психотропных веществ,…, обнаруженных в незаконном обороте или владении» за № 44от 15 июля 1996 года.
Данный перечень включает в себя два списка с наименованиями НС и ПВ с указанием их максимальных количеств – для небольших размеров и минимальных количеств для крупных размеров. К максимальным количествам НС, являющимися предельно высокими для небольших размеров, относятся, например: 5г. марихуаны высушенной; 1г. гашиша; 0,5г. опия; 10г. соломы маковой высушенной; 50г.- соломы маковой невысушенной; 0,03 – морфина; 0,2г. – кодеина, а для героина небольшой размер установлен в количестве 0,015 г. в силу особой общественной опасности этого наркотика. К минимальным количествам НС, представляющим собой предельно низкие для крупных размеров, отнесены, например: 100г. марихуана высушенная; 100г. – гашиш; 10г. – опий и др.
Задержания за наркопреступления в крупных размерах по Кыргызской Республике (примеры):
• 18 февраля 1996 года в 15 часов на 165 км трассы Ош-Сары-Таш сотрудниками ОБН задержаны неработающие жители города Ош Шамсудинов С. 1965 года рождения и Ибрагимов А. 1956 года рождения, у которых в автомобиле Камаз Д 9518 ОШ обнаружено и изъято 70 кг опия.
• 24 ноября 1996 года в 20 часов сотрудниками РОУНБ в селе Жайлгак Чон-Алайского рауона в кузове автомобиля ( водитель Жаныбеков А. 1966 года рождения ) обнаружено и изъято 218 кг опия.
• 17 января 1997 года в 13 часов на пересечении улиц Фрунзе-Гагарина города Бишкек, сотрудниками УБОПБ МВД Кыргызской республики задержан неработающий житель Ошской области Адилов З.Т., 1967 года рождения, у которого обнаруженол 9 кг опия.
• 17 апреля 1997 года в ходе проведения оперативных мероприятий была задержана автомашина УАЗ – 4695 И 1284 ОШ, выезжающая в город Бишкек, при досмотре пассажиров было обнаружено 2 кг 960 гр опия, принадлежащие гражданке Атбасаровой Р., 1963 года рождения, проживающей в городе ОШ, которпая пыталась перевести опий, привязав его к ногам своих трех несовершеннолетних детей.
Промежуточные количества НС, перечисленных в списке, а также любые количества иных НС представляют собой значительные размеры этих средств.1
Что касается крупных размеров НС, то они указаны в частях статей УК, предусматривающих отвественность за наркопреступления, как квалифицирующие признаки. А вот небольшие размеры не указаны в УК КР, хотя в Перечне НС и ПВ, незаконное владение которыми влечет применение мер ответственности они очень четко указаны. И эдесь на практике возникает вопрос как квалифицировать данные деяния, предметом которых являются НС в небольших размерах.
С правовой стороны НС как предмету преступлений, связанных с незаконным оборотом НС присущ один признак. Им является включение данного средства в упомянутый Список наркотических средств, либо отнесение его к НС в установленном порядке после издания этого списка.2 Данный признак характеризует предмет любого преступления, связанного с наркотиками. Он представляет собой определяющий правовой критерий отнесения средства к наркотическому и позволяет отграничить НС от других опьяняющих или одурманивающих средств, в частности, от токсических веществ и от алкоголя. Наличие этого признака означает, что средство, включенное в указанный Список, признается изъятым из оборота, т.е. запрещенным к обороту за исключением использования в медицинских целях, что оно может находиться только в собственности государства и владении, пользовании, распоряжении лишь медицинских учреждений и организаций.
Изложенное позволяет индивидуализировать предмет каждого из преступлений, связанных с незаконным оборотом НС. С этой позиции представляется целесообразным выделить шесть его видов. Важно подчеркнуть, что предмету любого из этих преступлений присущи два общих обязательных признака: 1) способность средства вызывать состояние наркотического опьянения и наркоманию; 2) включение средства в Список НС.
Предметом первого вида являются НС, находящиеся в состоянии готовности и в количестве, соответствующем небольшому и значительному размерам. Он представляет собой предмет незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки, с целью сбыта, а также сбыта и хищения НС, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 247, 248 УК КР ( за исключением ч.2 ст. 247, когда квалифицирующим признаком являются крупные размеры).
Ко второму виду относятся НС, находящиеся в стадии готовности в количестве, соответствующем крупному размеру. Они являются предметом незаконного изготовления, приобретения, хранения, пересылки, перевозки с целью сбыта, а также НС в крупных размерах, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.247 УК КР.
К предмету третьего вида относятся НС, находящиеся в стадии готовности и в количестве соответствующем значительному или крупному размерам, представляя собой предмет незаконного приобретения или хранения НС без цели сбыта, ответственность за которые предусмотрена ст.246 УК КР.
Предмет четвертого вида – это НС, находящиеся в стадии готовности, независимо от размера – это предмет незаконных изготовления, перевозки или пересылки НС без цели сбыта; организации или содержания притонов для их потребления; склонения к потреблению таких средств; нарушения правил их производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки, ответственность за которые наступает в соответствии со ст.ст. 246, 249, 251, 252 УК КР.
Пятый вид образуют НС, находящиеся в природном состоянии в виде наркотикосодержащих культур и их семян, независимо от размера, представляющие собой предмет преступлений посева или выращивания наркотикосодержащих культур, запрещенных к возделыванию, отвественность по которой наступает по ст.250 УК КР.
Наконец, предметом шестого вида являются НС, находящиеся в производстве в виде сырья или полуфабриката, не доведенные до состояния готовности, независимо от размера. Таковые представляют или могут представлять собой предмет нарушения правил производства НС, ответственность за которые установлена по ст.251 УК КР.



Объективная сторона преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием действием или бездействием), являющимся ее обязательным признаком, и факультативными признаками, включая последствие и причинную связь между деянием и последствием, представляющими собой обязательные признаки преступлений с материальными составами.1
Объективная сторона незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки с целью сбыта или сбыта НС, ответственность за которые предусмотрена ст.247 УК КР, этих же действий, кроме сбыта таких средств, но совершенных без цели сбыта, предусмотренных ст. 246 УК КР, характеризуется альтернативно одним из перечисленных деяний.2
Пересылка или перевозка НС, связанные с перемещением их через государственную границу, являются контрабандой и подлежат квалификации по ч.2 ст. 204 УК КР.
Объективная сторона хищения либо вымогательства НС, ответственность за которое установлена ст.248 УК КР, как и объективная сторона любого хищения, характеризуется следующими признаками: 1) изъятием и обращением в пользу виновного или других лиц НС; 2) противоправностью; 3) безвозмездностью; 4) причинением ущерба собственнику или иному владельцу таких средств.1
Под изъятием НС понимается извлечение их из фактического владения собственника или иного владельца, совмещенное с обращением их в обладание виновного или других лиц. Изъятие характеризуется переходом имущества к виновному против или помимо воли собственника или владельца и осуществляется при краже, грабеже, а также при фактическом завладении им – при разбое.
Под обращением НС в пользу виновного или других лиц, когда оно не сопровождается изъятием, понимается перевод виновным таких средств, добровольно переданных ему собственником или другим владельцем, в свое окончательное обладание. В данном случае переход НС к виновному осуществляется по воле собственника или иного владельца: при вымогательстве – вследствие требования передачи таких средств, путем угроз или применения насилия не опасного для здоровья, при мошенничестве – в результате правоотношений (служебных отношений ) между собственником и иным владельцем, с одной стороны, и виновным - с другой стороны.
Противоправность изъятия и обращения НС – это, с одной стороны, совершение таких действий с нарушением установленного законом порядка обращения указанных средств, с другой – в предусмотренных уголовным законодательством формах хищения: кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, присвоения, растраты или хищения путем злоупотребления служебным положением.
Под безвозмездностью изъятия и обращения НС понимается совершение этих действий без возмещения собственнику или иному владельцу имущественного эквивалента таких средств.
Причинение ущерба собственнику или иному владельцу состоит в том, что собственник или иной владелец лишается НС в небольшом, значительном или крупном размерах.
Таким образом, объективная сторона хищения НС представляет собой противоправное, безвозмездное изъятие и обращение названных средств в пользу виновного или других лиц, причиняющие ущерб их собственнику или иному владельцу.
Ответственность за хищение НС не в крупных размерах в форме кражи, грабежа, мошенничества, а также за их вымогательство наступает по ч.1 ст. 248 УК КР, за растрату, присвоение либо хищение с использованием служебного положения наступает по ч.2 ст. 248 УК КР.

Ответственность за хищение в форме разбоя УК КР не предусмотрена. Закон не описывает признаков хищения НС путем разбойного нападения , а только называет это преступление.1 Здесь возникает спорый момент как квалифицировать хищение НС совершенное путем разбойного нападения? С одной стороны, разбой является одной из форм хищения, а с другой, закон не описывает признаков хищения путем разбойного нападения, а только называет это преступление, что дает основание предположить, что хищение НС в форме разбоя должно учитываться, при квалификации, как отягчающее обстоятельство.
Кроме того, ч.4 ст.248 УК КР предусматривает ответственность за совершение подобных деяний преступным сообществом, при этом санкция предусматривает максимальное наказание сроком 20 лет с конфискацией имущества.
Хищение НС в формах кражи,, грабежа, мошенничества, присвоения, растраты или путем злоупотребления служебным положением является оконченным с момента, когда эти средства изъяты и виновный имеет реальную возможность распорядиться ими по своему усмотрению или пользоваться, а в форме разбоя – с момента нападения с целью завладения этими средствами, соединенного с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия. Вымогательство НС и их последующее хранение является оконченным с момента предъявления требования передачи таких средств, либо передачи прав на них, либо совершения других действий имущественного характера.
Хищение НС и их последующее хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта или без таковой, а равно сбыт надлежит квалифицировать по совокупности ст.ст.246,247,248 УК КР. Получение НС по поддельным рецептам за плату является незаконным приобретением НС. Безвозмездный способ завладения ими следует квалифицировать как совершение хищения в форме мошенничества. Хищение НС бандой, образует два состава преступлений, и подлежит квалификации по совокупности ст.ст.230, 247 УК КР.2
Объективная сторона организации или содержания притонов для потребления НС, ответственность за которые предусмотрена ст.252 УК КР, выражается в совершении любого из следующих действий: 1) организация притонов для потребления НС; 2) содержании таких притонов; 3) предоставлении помещений для тех же целей. Кроме того, обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является само место совершения преступления – притон для потребления НС либо помещение, предоставленное для таких целей.
Моментом окончания организации притона является момент наступления результата, т.е. готовность притона для потребления НС.
Моментом окончания преступления содержания притонов является момент начала эксплуатации притона, состоящий в предоставлении его другим лицам или хотя бы одному лицу для потребления НС.
Объективная сторона склонения к потреблению НС, ответственность за которое предусмотрена ст.249 УК КР, характеризуется возбуждением у другого лица желания к потреблению этих веществ путем уговоров, предложения, дачи совета и т.п. Данное преступление является оконченным с момента совершения действий, направленных на возбуждение у другого лица желания потреблять наркотические средства. При этом не имеет значения, вызвали действия виновного желание потреблять указанные средства или нет, употребило ли склоняемое лицо наркотические средства или нет. То есть состав формальный.
Склонением к потреблению НС, ответственность за которое предусмотрена ст.249 УК КР, является с объективной стороны возбуждение желания к потреблению таких средств у другого лица, причем взрослого, поскольку совершенное в отношении двух или более лиц либо несовершеннолетнего, установлена ч.2 ст.249 УК КР, предусматривающей названные обстоятельства в качестве квалифицирующих.
Объективная сторона посева и выращивания наркосодержащих культур, ответственность за которые установлена ст.250 УК КР, характеризуется такими действиями как посев или выращивание наркосодержащих культур.
Моментом окончания посева наркосодержащих культур признается момент высева семян или рассады на ракой естественный или искуственно оборудованный участок земли, где предполагается созревание названных культур, независимо от того, появились ли всходы или был ли собран урожай. При этом для констатации момента окончания преступления не имеет значения, высеяны ли все приготовленные для посева семена или только часть их, засеяна вся подготовленная для посева площадь или какая-то ее часть. Высев семян для получения рассады в цветочный горшок с землей, т.е. во временную почву, является стадией приготовления к посеву наркосодержащих культур.
Моментом окончания выращивания наркосодержащих культур, является начало ухода за указанными площадями или растениями.
Объективная сторона нарушения правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки НС, ответственность за которое установлена ст.251 УК КР, характеризуется нарушением любого из этих перечисленных правил. Диспозиция указанной статьи – бланкетная. В ней не названы признаки данного преступления, а содержится отсылка к соответствующим правилам,, установленным исполнительными органами государств – Правительством, МВД и Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
Основными регламентирующими документами по законному обороту в системе Министерства здравоохранения, являются приказы Минздрава №24 от 27 января 1993г. «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических сильнодействующих лекарственных средств», №219 от 22 июля 1992г. «О порядке лекарственного обеспечения населения Кыргызской Республики». Кроме этих нормативных документов, законный оборот НС регулируется законом «О лекарственных средствах».
Постановлением Правительства Кыргызской Республики №406 от 13 июня 1994 г., утверждено положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров КР. В нем указывается порядок получения лицензий на импорт и экспорт наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также указывается номенклатура таких средств и веществ. Также постановлением Правительства Кыргызской Республики №532 от 15 декабря 1995г., было утверждено положение о порядке изъятия, хранения, передачи либо уничтожения НС и ПВ и веществ используемых при их изготовлении(прекурсоров).1
Но основным документом регламентирующим все основные вопросы, связанные с наркотиками в КР является Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 22 мая 1998 года №66.
Рассматриваемое преступление является оконченным с момента нарушения любого правила производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки, пересылки НС. При этом не требуется наступления каких-либо последствий, поскольку таковые не включены в эту статью.
Объективная сторона незаконной выдачи либо подделки рецептов или иных документов дающих право на получение НС, ответственность за которые установлена ст.253 УК КР, характеризуется : 1) незаконной выдачей рецептов, дающих право на получение НС; 2) подделкой таких рецептов; 3) незаконной выдачей других документов дающих право на получение таких рецептов; 4) подделкой таких документов.
Незаконность в этом смысле означает, что выдача рецепта или иного документа произошли с нарушением существующего порядка выдачи таких документов или рецептов. Так, рецепт может быть выдан без медицинских показаний, лицензия на право деятельности с НС дана аптеке без соответствующего документа из органа внутренних дел, подтверждающего наличие условий сохранности таких средств, и т.п. Для установления незаконности выдачи рецептов или иных документов дающих право на получение НС следует обращаться к соответствующим нормативно-правовым актам.
Состав данных преступлений является формальным. Преступления, предусмотренные этими статьями, являются оконченными с момента совершения незаконных действий, независимо от того, был ли рецепт или иной документ использованы для получения НС либо разрешения на деятельность, связанную с получением указанных средств.

Субъект преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Субъект преступления – это «физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, виновное в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом как преступлений»2

Кроме указанных признаков, присущих так называемому общему субъекту преступления, уголовный закон предусматривает наличие признаков присущих специальному субъекту преступления.
Субъектом большинства преступлений, связанных с незаконным оборотом НС, является общий субъект В качестве такового выступает субъект преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч.1ст.246, ч.1ст.247,ч.1с

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.