Деятельность органов внутренних дел по борьбе с мелким хулиганством

Хулиганство, в зависимости от степени общественной опасности, разделяется на мелкое, и особо злостное. Каждому их этих видов хулиганства свойственны определенные признаки. Поэтому правильное отражение одного вида хулиганства от другого представляет большой теоретический и практический интерес. Мы рассматриваем мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство – это административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и спокойство граждан.
Статья 330 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях и постановление №5 Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 27 июля 1995г. к мелкому хулиганству относят нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественных порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания.
При совершении мелкого хулиганства, нарушается общественный порядок, однако негрубо и не столь явно, как имеет место при уголовно наказуемом хулиганстве. Мелкое хулиганство причиняет незначительный ущерб общественному спокойствию, чести и достоинству граждан. Совершая мелкое хулиганство, виновный, как и при уголовно-наказуемом хулиганстве, проявляет неуважение к обществу, но не столь явно.
В отличие от злостного неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел мелкое хулиганство может быть совершенно только путем активных действий. Нарушение общественного порядка составляет сущность мелкого хулиганства, в какой бы форме оно не проявлялось.
Наиболее распространенной формой мелкого хулиганства является нецензурная брань – более 50 процентов. Сквернословие, строящееся на неуважении человека человеком во всех ее проявлениях остается проказой наших нравственных основ. Сквернословие нарушает общественную нравственность, чувство стыдливости, создает обстановку, благоприятную для возникновения драк и других антиобщественных проявлений. Нецензурные выражения, произнесенные в общественном месте, следует относить, как правило, к мелкому хулиганству. При этом не имеет значения, обращены ли были нецензурные выражения к отдельным лицам или ко всем гражданам, находящимся на месте правонарушения.
Нередко мелкое хулиганство совершается в форме оскорбительного приставания к гражданам. Оскорбительное приставание к гражданам может рассматриваться как мелкое хулиганство лишь тогда, когда оно связано с нарушением общественного порядка и неуважением к обществу. Под оскорбительным приставанием понимается навязчивое поведение виновного, сопряженное с совершением действий, унижающих честь и достоинство граждан, например различные недостойные предложения, насильственное держание за руки, срывание головного убора и т.п. Путем таких действий виновный стремится проявить свое неуважение к окружающим, но столь очевидно, как при совершении уголовно наказуемого хулиганства.
Однако, от оскорбительного приставания необходимо отличать безобидное обращение, в виде шуток и иные поступки, не выражающие пренебрежительного отношения к правилам общежития.
К гражданке А. на автобусной остановке двое парней Н. и П. и в порядке шутки они сказали, что у нее хорошие платья и вся она хороша. На что гражданка А. попросила их оставить ее в покое, но они продолжали свои шутки и когда подошли работники милиции и она обратилась к ним, после чего их задержали и составили протокол о мелком хулиганстве. Между тем в их действиях отсутствовали пренебрежительные отношения к гражданке А. и не выражали неуважение к обществу. Н и П необоснованно были привлечены к административной ответственности.
К мелкому хулиганству закон относит и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Но не раскрывает содержания этого понятия. Практика к другим подобным действиям относит поступки, нарушающие общественный порядок и(выражающие общественный порядок) выражающие неуважение к обществу, например неприличное телодвижение, написания нецензурных слов и изображение неприличных рисунков на домах, заборах, пение неприличных песен, нарушение тишины, насильственное вторжение в общественное место вопреки запрещению лиц, призванных следить за порядком, умышленная в целях озорства быстрая езда на автомашинах и мотоциклах по лужам в населенных пунктах и иных общественных местах: срывания стенных газет, плакатов, навязчивые телефонные звонки, натравливание собак, причинившие материальный ущерб в небольших размерах и др.
Гражданин М, находясь в нетрезвом состоянии, разбил стекло из озорства в трамвае, эти действия нарушающие общественный порядок были расценены как мелкое хулиганство.
Судьи в ряде случаев к мелкому хулиганству относят незначительные насильственные действия над гражданами, а повреждение малоценного имущества не общественно опасным способом, если эти действия не сопровождались грубым нарушением общественного порядка.
Некоторые ученные полагают, что подобного рода действия выходят за рамки мелкого хулиганства, представляется, что эти возражения ошибочны, действия виновного, выразившегося в повреждении малоценного имущества не общественно опасным способом или незначительном насилии над гражданами, если они не сопровождались грубым нарушением общественного порядка и не причинили существенного вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, не образуют состава преступления. Поэтому при определенных условиях они могут рассматриваться как мелкое хулиганство.
Как и за любое административное правонарушение, ответственность за мелкое хулиганство наступает с 16 летнего возраста.
В области борьбы с хулиганством на органы внутренних дел возлагается надежное обеспечение общественного порядка, прав и законных интересов граждан от преступных и иных антиобщественных посягательств(действий), своевременное предупреждение и пресечение хулиганских проявлений, быстрое и полное их раскрытие, выявление и всемерное содействие устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных действий. В соответствии с этим они обеспечивают систематический надзор за исполнением гражданами и должностными лицами решений органов государственной власти и управления по вопросам борьбы с хулиганством, задержание лиц совершающих хулиганские действия, принятия к ним мер воздействия, установленных действующим законодательством. Кроме того они осуществляют широкий комплекс мероприятий по профилактике хулиганства, создании единого фронта борьбы с ним и поддержания такого взаимодействия с другими государственными органами и общественными формированиями.
Главная задача, которая возложена на подразделения административной и патрульной полиции, - это организация борьбы с хулиганством на улицах и других общественных местах городов и населенных пунктов силами патрульной полиции, обеспечение взаимодействие в этой работе с нарядами специальных моторизованных частей, дорожно-патрульной службы, государственной службой охраны, медицинских вытрезвителей, приемников-распределителей, и другими подразделениями.
Важная роль в борьбе с хулиганством отводится аппаратом криминальной полиции уголовного розыска. Совместно с аппаратами административной службы они анализируют оперативную обстановку, вносят коррективы в планы работы по организации борьбы с хулиганством, выявляют причины и условия совершения хулиганских проявлений, проводят оперативные мероприятия по недопущению формирования хулиганских групп. Участковые инспектора органов внутренних дел свои задачи по профилактике хулиганства выполняют в процессе охраны общественного порядка(патрулирование на обслуживаемых участках города и других общественных местах и другие).
Важные функции выполняют штабные подразделения органов внутренних дел, где концентрируется основная информация о состоянии борьбы с хулиганством. Они обеспечивают обработку сведений, анализ эффективности проводимых мероприятий, подготовку управленческих решений, планирование комплексных мероприятий (операции), контроль и проверку исполнении принятых решений. Глубокий анализ информации позволяет штабам объективно оценивать состояние борьбы с хулиганством, выявляя причины и условия его совершения наиболее характерные тенденции, своевременно ставить проблемные вопросы перед руководством МВД, ГУВД, УВД и горрайорганов внутренних дел.
Вопросы профилактики и организации борьбы с хулиганством постоянно находится в центре внимания МВД, ГУВД, УВД горрайорганов внутренних дел, систематически обсуждается на коллегиях и оперативных совещаниях, изучается при выездах бригад по инспектированию и оказанию практической помощи на местах.
Практика свидетельствует, что в ряде мест анализ состояния борьбы с хулиганством ведется еще без глубокого научного обоснования происходящих процессов. Нередко аналитическая работа сводится лишь к арифметическому сравнению количества хулиганских проявлений за тот или иной промежуток времени и не определяется их уровень городской и сельской местностях, не всегда устанавливаются наиболее пораженные участки обслуживаемой территории(улицы, кварталы и т.д.), не выявляются причины и условия способствующие совершения хулиганства. Поэтому иногда довольно трудно сделать обоснованные выводы о работе по борьбе с хулиганством, наметить необходимые меры по ее улучшению, правильно расставить имеющиеся силы и средства и оперативно маневрировать ими.
Недостаточно глубокий анализ порождает недостатки планирования работы.
Следует также отметить, что аналитической работой должен заниматься каждый сотрудник органов внутренних дел на своем участке работы. Это в конечном счете будет способствовать выработке у него умения оценивать результаты своей деятельности не по формальным цифровым показателям, а на основе анализа данных, характеризующих эффективность его работы за определенный период времени.
Осуществляя борьбу с хулиганством, органы внутренних дел применяют основанные на законе выработанные наукой и практикой наиболее действенные формы и методы, способы и приемы, направленные на своевременное предупреждение и пресечение хулиганства, хулиганских проявлений, задержания виновных лиц и принятия к ним установленных законом мер воздействия. Иными словами, в борьбе с хулиганством они осуществляют определенную тактику, включающую себя выбор тех норм, методов и приемов, которые более всего соответствуют конкретной обстановке в данный период и обеспечивают успешную борьбу с хулиганскими проявлениями при наименьших затратах сил и средств.
Распространенность, специфичность причин и условий, мотивов и целей, связь с пьянством и, как правило очевидный характер совершения хулиганских проявлений обуславливают преимущественное использование административных форм и методов борьбы с ними, применение мер административного и общественного воздействия, которые наряду с идеологической работой, пропагандой, являются важным профилактическим средством.
К тактическим методам, приемам и способам борьбы с хулиганством можно отнести, например: наблюдение за выполнением гражданами и должностными лицами правил поведения; выставление постов и организация патрулирования в местах концентрации хулиганов и пьяниц; предъявление требований о прекращении противоправных действий; предупреждения лиц, ведущих себя недостойно; пресечение фактов распития спиртных напитков в не установленных для этого местах; выявление лиц нарушающих правила торговли алкогольными напитками; изъятие и доставление с улиц граждан в состоянии алкогольного опьянения.
При разработке планов единой дислокации необходимо учитывать не только результаты анализа данных о месте и времени совершения правонарушения, но и сведения о предстоящих социально-экономических изменениях, появления новостроек, открытие зон отдыха, культурно-зрелищных и спортивных сооружений, общежитий, а также криминалистические прогнозы. Нередко местом совершения хулиганства оказываются магазины, торгующие спиртными напитками, рестораны, кафе, столовые. Поэтому при определении постов и маршрутов патрулирования нельзя упускать из виду такие факторы, как география и время совершения хулиганских проявлений на улицах, окончание работы смен на промышленных предприятиях, проведение спортивных соревнований и демонстрации кинофильмов, массовых гуляний и т.д.
Одной из форм усиления борьбы с хулиганством является привлечение к охране общественного порядка дополнительных сил, в этой связи МВД Республики Казахстан обязывает усиливать патрульно-постовые наряды за счет привлечения личного состава органов внутренних дел и учебных заведений МВД Республики Казахстан. В связи с этим заслуживает внимание опыт работы ОВД, которое для усиления патрульно-постовой службы изыскивают дополнительные резервы. Так в Абайском ГОВД Карагандинской области увеличен штат патрульно-постовой службы за счет местного бюджета, постоянно укомплектован штат по сравнению другими службами ГОВД. В обязательном порядке проходят первоначальную подготовку, так как успех патрульно-постовых нарядов в борьбе с хулиганскими проявлениями зависит от степени их подготовленности.
Охрана общественного порядка и борьба с хулиганскими проявлениями совершаемыми в лесопарковых зонах, районах новостроек, на окраинах, местах массового пребывания граждан(рынки пляжи и т.д.) сопряжена с определенными трудностями, вызываемыми удаленностью этих мест от ОВД.
В этих условиях одно из эффективных форм несения патрульно-постовой службы и борьбы с хулиганством является создание подвижных пунктов органов внутренних дел, которое состоит из наряда патрульно-постовой службы в несколько человек, оснащенные носильными радиостанциями. Практика свидетельствует, что результаты ПМ несколько выше, чем результаты работы других нарядов патрульно-постовой службы.
Эффективный тактической формой борьбы с хулиганством является организация проведения специальных рейдов и комплексных операций, к осуществлению которых привлекаются все службы ОВД, силы других государственных органов и общественных формирований.
Важнейшей формой борьбы с хулиганством является проведение профилактических мероприятий. В борьбе с хулиганством необходимо шире использовать возможности трудовых коллективов, средств массовой информации. Общие профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление устранении причин и условий, способствующих совершению хулиганства. Необходимо принимать и индивидуально воспитательные меры в отношении лиц, совершивших хулиганские действия, либо в отношении лиц, от которых судя по их поведению можно ожидать совершения хулиганства.
Практикой выработаны многочисленные формы, массово-воспитательной и разъяснительной работы: устные выступления(доклады, лекции, беседы, вечера и т.д.) наглядные средства(плакаты, фотовитрины) использование средств массовой информации(радио, телевидение).

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.