Место международных соглашений о правах человека в национальном праве


Место международных соглашений о правах человека в национальном праве
Международные организации и суды выработали совершенно ясное понимание того, что свобода слова и распространения информации является одним из наиболее важных прав человека. На своей первой сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла 14 декабря 1946 г. резолюцию 59 (I), которая гласит:
«Свобода информации является фундаментальным правом человека и критерием всех остальных свобод, которым посвящена деятельность ООН».
Как отмечено в данной резолюции, свобода слова является принципиально важным, ключевым правом как само по себе, так и по отношению к осуществлению других прав. Развитие демократии возможно только в обществе со свободными потоками информации и идей. К тому же свобода слова необходима в случаях, связанных с выявлением нарушений или ущемлений прав человека и борьбой с ними.
Тот факт, что свобода слова существует для защиты спорных утверждений наряду с общепринятыми, является установленным. Например, действующий в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод человека, Европейский суд по правам человека часто использовал следующую мысль:
«В соответствии с твёрдо установившимся прецедентным правом свобода слова является одной из основных составляющих демократического общества и необходимым условием для его развития, а также реализации личностных способностей. В соответствии с параграфом 2 статьи 10 это относится не только к «информации» или «идеям», которые принимаются благожелательно или расцениваются как не оскорбляющие чьего-либо достоинства, или как нейтральные, но и к таким, которые задевают, шокируют или беспокоят общественное сознание. Без таких требований, как плюрализм, терпимость и открытость нельзя говорить о демократическом обществе».14
Данные утверждения подчеркивают, что свобода слова является фундаментальным правом человека и одновременно ключевым элементом демократии, которая может развиваться только в обществе, где обеспечена свобода распространения информации и идей.
Почти все рассматриваемые государства являются участниками одного или нескольких международных соглашений о правах человека, которые содержат гарантии свободы самовыражения, распространяющиеся также и на средства массовой информации. Международный пакт по гражданским и политическим правам (МПГПП), имеющий законную силу и ратифицированный 145 государствами, ещё не ратифицирован Казахстаном и Таджикистаном. Ст. 19 Пакта предусматривает защиту свободы самовыражения. Все ратифицировавшие Пакт страны из рассматриваемых в данном исследовании, за исключением Молдовы, подписали Факультативный протокол к МПГПП, в соответствии с которым государства-участники согласились на проведение расследований Комитетом по правам человека, созданным по МПГПП, по жалобам физических лиц о нарушении гарантий прав человека. Также, девять стран (Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Россия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия) являются участниками Европейской Конвенции о правах человека (ЕКПЧ) и признали юрисдикцию Европейского суда по правам человека, рассматривающего жалобы, подаваемые в соответствии с положениями Конвенции. Ст. 10 Европейской Конвенции гарантирует защиту свободы слова, в том числе применительно к средствам массовой информации. Право на обращение в Комитет по правам человека и (или) в Европейский суд по правам человека обусловлено положениями ряда Конституций (например, ст. 46.3 Конституции Российской Федерации), гарантирующими право обращения в международные органы. Следует сказать, что в некоторых странах право на обращение в Европейский суд по правам человека в связи с необходимостью защиты свободы слова и самовыражения уже было реализовано. Так, например, Председатель Союза адвокатов Молдовы Георге Амихалакиоае обжаловал в Европейском суде по правам человека решение Конституционного суда Молдовы. Согласно этому решению он был оштрафован на 360 леев (29 долларов) за то, что высказал в газете «Логос-пресс» свое мнение по поводу признания не соответствующей Конституции статьи Закона об адвокатуре, согласно которой адвокаты обязаны быть членами Союза адвокатов. Амихалакиоае так сформулировал своё мнение: «Насколько конституционным является Конституционный суд?». В свою очередь, члены Суда сочли такую формулировку оскорбительной, что и явилось причиной наложения взыскания. Окончательного решения по этому делу пока нет, но сам факт знания и применения внутри страны положений международных документов является весьма обнадеживающим. Существует также решение Европейского суда по правам человека в отношении Эстонии (дело «Таммер против Эстонии», 2001 г.), касающееся соотношения права на свободу слова и права на защиту репутации и иных личных прав (см. «ЗиП-Прибалтика», № 1, 2002 г.).
Особую важность имеет, однако, не только то, что государство является участником международного соглашения, признающим таким образом обязательства в отношении других государств-участников, но и статус положений соглашения в рамках правовой системы каждого государства. Особую значимость приобретает вопрос, могут ли положения международных соглашений непосредственно применяться при отсутствии необходимого для их воплощения внутреннего законодательства, и если да, то преобладают ли они над противоречащими им нормативными актами законодательной или исполнительной власти.
Нормы Конституций и законодательств ряда рассматриваемых государств15 отражают широкую тенденцию к инкорпорации международно-правовых норм во внутренние правовые системы (хотя и в различных вариантах), чего нельзя сказать о других странах. Например, Конституции семи государств (Армении, Азербайджана, Эстонии, Грузии, Казахстана, Российской Федерации и Таджикистана) предусматривают непосредственную применимость и преобладающую силу норм ратифицированных этими государствами международных соглашений о правах человека.16 Два других государства (Туркменистан и Узбекистан) провозгласили преобладающую силу общих принципов международного права, что, в свою очередь, может быть распространено и на соглашения, участниками которых являются эти государства.17 В Белоруссии другая ситуация - их Конституция имеет высшую силу и по отношению к международным договорам и общепризнанным нормам права.
Конституции трёх государств (Кыргызстана, Литвы и Украины) содержат общие положения, касающиеся инкорпорации международно-правовых норм, но они не слишком чётко формулируют вопросы непосредственной применимости и их места во внутренней правовой иерархии. И, наконец, по крайней мере пять государств прямо упоминают о внутренней инкорпорации соглашений о правах человека в их конституционные документы (Азербайджан, Кыргызстан, Латвия, Молдова и Россия).18
Однако, несмотря на более или менее определенное указание в Конституциях рассматриваемых стран, на практике вопросы применения норм международных договоров вызывают вопросы как у законодателей, так и у правоприменителей. Эта проблема обычно решается путем принятия высшим органом судебной власти страны специального разъяснения. Так, например, именно особенностям применения норм международных договоров посвящено Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 октября 2000 г. «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан». В частности, в нём говорится, что в п.3 ст. 4 Конституции установлено, что «международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Это, по мнению Конституционного Совета, означает, что преимущественную юридическую силу перед законодательством Республики имеют международные договоры, заключённые ею в соответствии с Конституцией, в установленном законодательством порядке и ратифицированные парламентом путём принятия соответствующего закона. Международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключённые до принятия Конституции 1995 года, являются действующими и сохраняют приоритет перед законодательством Казахстана, если такой приоритет для этих международНастоящий информационно-аналитический доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Республике Казахстан в 2004 году (далее – доклад) подготовлен и составлен Комиссией по правам человека при Главе государства в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан № 1042 от 19 марта 2003 года.
При подготовке доклада использованы данные, предоставленные государственными органами, неправительственными правозащитными организациями (НПО) Республики Казахстан, международными организациями, аккредитованными в Казахстане, а также результаты специальных исследований Комиссии по правам человека и ее Секретариата, посвященных вопросам совершенствования механизма обеспечения и защиты прав человека, международных конференций, "круглых столов" и семинаров, проведенных Комиссией совместно с государственными органами и НПО РК, международными организациями в течение 2004 года, обобщения и анализа обращений граждан и организаций.
За период с 1 января по 31 декабря 2004 года в сектор Секретариата Комиссии по правам человека Социально-политического отдела Управления внутренней политики Администрации Президента РК через Канцелярию Президента РК и Общественную приемную Администрации Президента Республики Казахстан поступило 903 письменных обращения по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В ходе анализа поступивших обращений выявлены следующие тенденции: жалобы граждан, несогласных с решениями судов составляют 32,56 % от общего количества письменных обращений в Комиссию по правам человека; жалобы, связанные с нарушениями социальных и трудовых прав граждан - 14,17%; жалобы на действия и бездействие правоохранительных органов – 12,51%; жалобы, связанные с неисполнением судебных решений – 6,87%; жалобы на действия и бездействие судебных органов – 4,43%; жалобы на действия и бездействие должностных лиц исправительных учреждений и на условия содержания в учреждениях пенитенциарной системы – 2,43%. Поступившие обращения граждан с соответствующими рекомендациями либо заключениями Комиссии по правам человека при Главе государства направлялись для рассмотрения по существу в государственные органы Республики Казахстан (прокуратуру, суд, центральные и местные исполнительные органы), а также национальные учреждения по правам человека зарубежных государств по обращениям иностранных граждан.
Кроме того, в 2004 году Секретариат Комиссии по правам человека рассмотрел 340 устных обращений граждан по поводу защиты их прав во внесудебном порядке. В ходе изучения поступивших письменных обращений Комиссией было взято на особый контроль 67 жалоб граждан, вызвавших обоснованные сомнения в объективности их рассмотрения уполномоченными государственными органами. Из них в 27 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение. При непосредственной помощи Комиссии по правам человека при Главе государства нарушенные права этих граждан были восстановлены.

I. Приоритетные направления развития системы обеспечения прав человека в Республике Казахстан

Серьезные задачи по обеспечению прав человека поставил Президент страны в своем Послании народу Казахстана в 2004 году. Среди них:
- разграничение компетенции всех уровней власти,
- введение местного самоуправления, расширение роли политических партий в обществе и государстве,
- совершенствование выборного законодательства с учетом мнений институтов гражданского общества,
- проведение выборов акимов сельских округов, и в порядке эксперимента - выборов акимов отдельных районов, оказание государственной поддержки НПО,
- обеспечение более полной реализации свободы слова и недопущение вмешательства чиновников в деятельность СМИ путем принятия нового Закона о СМИ,
- гуманизация сферы уголовного права,
- введение института присяжных заседателей, судебного санкционирования ареста, моратория на смертную казнь.
Необходимо отметить, что все эти инициативы Главы государства получили поддержку общественности Казахстана.
Весной 2004 года в своем очередном Послании народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" Президент страны подчеркнул, что в предстоящие годы необходимо "…сосредоточиться на трех принципиальных элементах: развитии институтов гражданского общества, децентрализации, создании устойчивой политико-партийной системы. Необходимо предпринять шаги по укреплению стабильности, демократии и защиты прав граждан". Кроме того, в Послании народу Казахстана на 2005 год "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" Глава государства особо отметил о развитии институтов гражданского общества, в частности дальнейшем развитии гарантий прав и свобод граждан Казахстана, свободы слова, объединений и политического волеизъявления.
В развитие национальных и международных механизмов защиты прав человека Казахстан намерен в ближайшее время ратифицировать Международный пакт "О гражданских и политических правах" и Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах", являющиеся основополагающими международными договорами ООН в сфере защиты и поощрения прав человека.
В казахстанском обществе активно обсуждается вопрос о присоединении Казахстана к двум Факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающим признание государствами-участниками компетенции Комитета ООН по правам человека получать и рассматривать жалобы от лиц, заявляющих о нарушении каких-либо прав, установленных в Пакте, а также отказ государства от применения смертной казни.

II. Анализ соблюдения гражданских (личных) прав человека и гражданина в Республике Казахстан

Гражданские права и свободы составляют основу его правового статуса, ибо без их признания и реализации теряют смысл все иные права и свободы. Для Конституции Республики Казахстан 1995 года характерно значительное расширение круга гражданских прав и свобод по сравнению с ранее действовавшими конституциями, а также учет международно-правовых актов о правах человека.
Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц.
По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг права на жизнь. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. 17 декабря 2003 года Глава государства подписал Указ "О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь". Данный Указ подписан Главой государства в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Конституции Республики Казахстан, закрепляющий право каждого на жизнь, и был направлен на реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстан о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и является закономерным продолжением курса на ограничение применения смертной казни.
В настоящее время по поручению Главы государства соответствующими государственными органами осуществляется постоянный мониторинг, и, в зависимости от его результатов, в дальнейшем будет решаться вопрос о возможности полной отмены смертной казни.
Необходимо отметить, что международная общественность позитивно оценила введение в Казахстане моратория на смертную казнь.
В начале января 2004 г. Министерство иностранных дел Казахстана распространило сообщение о том, что Европейский Союз приветствует решение Республики Казахстан о моратории на смертную казнь. В своем специальном заявлении ЕС с удовлетворением отмечает, что Указ Президента Нурсултана Назарбаева о введении моратория на смертную казнь, представляет собой значительный шаг вперед в деле защиты прав человека.
Парламентская Ассамблея Совета Европы также приветствовала введение Казахстаном моратория на смертную казнь.
По информации Министерства иностранных дел Республики Казахстан, целью соглашения о сотрудничестве является развитие политического диалога между парламентом и Ассамблеей для продвижения принципов парламентской демократии, верховенства закона, уважения прав человека и основополагающих свобод.
6 апреля 2004 года Информационное агентство КАЗИНФОРМ распространило заявление о том, что "ОБСЕ очень довольна сотрудничеством с Республикой Казахстан". Об этом заявил после встречи с Президентом Казахстана Н.Назарбаевым действующий председатель ОБСЕ, Министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси (встреча прошла 6 апреля в Алматы, сообщает Казинформ).
"За последние годы в Казахстане отмечен большой прогресс в демократических реформах. И международное сообщество должно это признать", - сказал С.Пасси. Тем более, что "строительство нового государства ведется в стране в последние 10 лет, и этот факт делает достигнутый прогресс более важным и значимым", - подчеркнул глава ОБСЕ. Он также отметил успешный ход реформ в законодательной системе Казахстана, в частности, выделив закон о частной собственности на землю.
Программа Развития ООН в Казахстане также дала высокую оценку о введении моратория на смертную казнь в Казахстане.

***

В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, Конституция Республики Казахстан устанавливает, что "каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства, кроме случаев, оговоренных законом" (п.1 ст.21).
Кроме того, согласно ст. 16 Указа Президента Республики Казахстан "О правовом положении иностранных граждан" иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории Республики Казахстан, открытой для посещения иностранным гражданам, и избирать место жительства в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан.
Ограничения в передвижении и выборе места жительства устанавливаются актами уполномоченных на то государственных органов, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц, что соответствуют международным стандартам.
Проведенный Комиссией по правам человека выборочный анализ отдельных нормативных правовых актов показывает на наличие несоответствия их нормам Конституции, гарантирующим гражданам свободу личности и передвижения.
В связи с этим, в целях защиты конституционных прав детей Комиссия по правам человека при Главе государства рекомендует Правительству Республики Казахстан провести анализ всего законодательства и дополнить его нормами о том, что любое ограничение свободы несовершеннолетнего, ограничение его права свободного передвижения, должно происходить только по решению суда.
В соответствии с п.2 ст.21 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право выезжать за пределы Республики Казахстан, граждане Республики Казахстан имеют также право беспрепятственного возвращения в страну.
В 2004 году оформлено 57855 разрешений на выезд граждан Республики Казахстан за рубеж для постоянного проживания.
Фактов отказов в выезде, либо нарушения сроков оформления документов для выезда за рубеж не выявлено.

***

Действующим законодательством Республики Казахстан предусмотрен порядок выхода из гражданства и повторного его получения.
К примеру, согласно ст. 20 Закона Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан", выход из гражданства производится по ходатайству покидающего страну лица. При этом лица, которые ранее состояли в гражданстве Республики Казахстан, могут по ходатайству восстановить прежнее гражданство страны, согласно ст.18 указанного Закона Республики Казахстан.
В 2004 году принято в гражданство Республики Казахстан 79300 человек, в том числе 72918 оралманов и 6832 представителя других национальностей.

***

По-прежнему распространены факты незаконного задержания и ареста граждан и доставления их в органы внутренних дел, содержания их в служебных кабинетах и других помещениях.
В 2004 году прокурорами республики проведено 33482 проверок изоляторов временного содержания. За отсутствием основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу из ИВС прокурорами освобождено 2291 лиц, за неподтверждением подозрения в совершении преступления - 42.
В апреле 2004 года в Комиссию по правам человека при Главе государства обратился с жалобой гражданин Республики Казахстан К., в которой сообщил о незаконном его аресте и содержании больше месяца без предъявления обвинения в учреждении ЕЦ-166/1 КУИС Минюста РК. Неоднократные обращения К.. в ГУВД и прокуратуру города Астаны о непричастности его к преступлению, совершенному на территории Украины не дали положительных результатов.
Только после вмешательства Комиссии по правам человека при Главе государства гражданин К.. был освобожден от незаконного ареста, как не имеющего никакого отношения к преступлению, совершенному на территории Украины другим лицом. Комиссия по правам человека при Президенте РК благодарна Генеральной прокуратуре Казахстана и Генеральной прокуратуре Украины за проделанную оперативную работу, которые быстро реагировали на обращение Комиссии и помогли освободить от незаконного ареста К.
Продолжают иметь место факты нарушения конституционных прав граждан в ходе предварительного следствия и дознания, в том числе, применения пыток и других недозволенных методов ведения следствия.
К примеру, за избиение несовершеннолетнего У. приговором суда города Атырау от 25 июня 2004 года был осужден Б.- участковый инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции Б.

***

В Казахстане созданы необходимые правовые и организационные условия для мирного сосуществования различных конфессий, сформирована единая государственная политика, направленная на гармонизацию межконфессиональных отношений.
Религиозная сфера в Республике Казахстан регулируется рядом законодательных актов: Конституцией РК, Гражданским кодексом РК, Законом РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", другими нормативными правовыми актами.
Республика Казахстан утверждая себя правовым, демократическим и светским государством, уделяет постоянное внимание вопросам соблюдения прав человека на свободу вероисповедания.
Проведенный в 2003 году в Астане первый съезд лидеров мировых и традиционных религий является ярким примером деятельности государства в развитии диалога различных культур и цивилизаций, обеспечении защиты прав человека на свободу вероисповедания в соответствии с общепризнанными международными стандартами.
Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину страны право на свободу совести. Согласно Закону Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" осуществление права на свободу исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.
За воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий предусмотрена уголовная ответственность (статья 149 Уголовного Кодекса Республики Казахстан).
По состоянию на 1 октября 2004 г. в Казахстане действует 3217 религиозных объединений (в 1990 году их было всего 671). Они представляют свыше 45 конфессий. Среди них юридически зарегистрировано 2777. Официально осуществляют работу 346 миссионеров.
Имеются две крупнейшие конфессии – мусульманская (ДУМК) и православная (три епархии РПЦ). Действуют 1750 мусульманских объединений, 249 - православных, 84 - католических, 24 - иудейских, 1034 протестантских общин.
В распоряжении верующих 2347 мечетей, храмов, молитвенных домов и иных культовых сооружений, в т.ч. 1628 - мусульманских, и 229 - православных. Для сравнения: в 1991 г. было всего 25 мечетей, в 1989 году было 62 православных приходов. За эти годы количество католических костелов увеличилось до 70, протестантских молитвенных домов до 500. В целом, эта тенденция продолжается.
В республике действуют 8 высших (в том числе 2 - исламских, 1 - католическое, 1 - лютеранское, 4 - протестантских), 6 - средних специальных и 3 общеобразовательных духовных учреждений.
Согласно результатам социологических опросов, в республике растет число верующих - сегодня верующими себя считают примерно 62% казахстанцев.
Особую тревогу вызывает активизация религиозно-экстремистких групп.
Разворачивает свою деятельность экстремистская религиозная партия "Хизб-ут-Тахрир". Если в 2003 году в стране было зафиксировано 37 случаев распространения партией листовок (обнаружена 1 типография) и проведения публичных акций, то с начала 2004 года выявлено уже более 80 подобных фактов.
Отмечаются организационно-пропагандистские действия со стороны сторонников "ваххабизма". Так, 7 июня 2004 в бывшем пионерлагере в Байзакском районе Жамбылской области состоялся сбор около 40 приверженцев религиозной ячейки т.н. "жамагата". 10 июня аналогичное собрание имело место в Атырау.
Адепты "Таблиги Джамаат" пытались вести агитационную работу в Жамбылской области, Караганде. Деятельность групп "Дагуатшылар" зафиксирована в Западно-Казахстанской и Жамбылской областях, в Астане.
Активизировали свою деятельность различного рода нетрадиционные христианские объединения и секты. Нередко их пропагандистская деятельность осуществляется в нарушение законодательства РК.
Некоторые лидеры религиозных организаций проповедуют элементы идеологии гражданского неповиновения в виде отказа от выполнения конституционной обязанности – службы в рядах Вооруженных Cил, непризнания государственных символов. Другие – отрицают публичные институты защиты прав человека и иные ценности светского государства. Многие их руководители привлекались к различным видам ответственности, при этом законные требования уполномоченных органов ими воспринимаются и тиражируются во всем мире как ущемление прав на свободу совести и вероисповедания.

***

За истекший период органами прокуратуры Республики Казахстан проведено 1120 проверок по вопросам соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам которых выявлено 2840 нарушений законности, внесено 940 представлений об устранении нарушений закона, 8 предписаний, возбуждено 30 уголовных дел.
При организации надзора в данном направлении органами прокуратуры проводились проверки по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних, закрепленных в нормативных правовых актах, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе Законе Республики Казахстан "О правах ребенка".
Так, органами прокуратуры была проведена проверка по вопросу соблюдения законности в деятельности некоторых частных детских домов (интернатов, приютов), по результатам которой были приняты исчерпывающие меры по прекращению и приостановлению деятельности некоторых частных детских учреждений, допустивших нарушения прав несовершеннолетних на свободу вероисповедания и законодательства Республики Казахстан о лицензировании.
Установлено, что вопреки требованиям закона в 6-ти частных детских учреждениях 272 несовершеннолетних находились без наличия на то законных оснований.
Выявлены факты принуждения несовершеннолетних к совершению религиозных обрядов, что является нарушением требований ст. 35 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка", ст. 5 Закона Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", согласно которым не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии.
Так, религиозное объединение "Пророко-Илиинский приход" (город Жаркент Алматинской области), не имея соответствующей лицензии, обучало религиозным дисциплинам 35 детей, хотя согласно учредительным документам обучение и воспитание религиозной направленности отсутствует.
По итогам проверки Генеральной прокуратурой РК было внесено представление об устранении нарушений законности в Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Фактов нарушения прав национальных меньшинств на пользование родным языком в Казахстане не отмечено.
Необходимо отметить, что в течение 2004 года каких-либо обращений в Комиссию по правам человека по поводу дискриминации граждан по расовым (национальным) признакам не поступало.

***

Права граждан на неприкосновенность жилища в основном соблюдаются. Однако факты нарушения конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища сотрудниками правоохранительных органов еще встречаются. Распространенным нарушением конституционных прав граждан в деятельности правоохранительных органов остаются незаконные обыски и осмотры жилища. В результате надзорных проверок, проведенных органами прокуратуры, в 2004 году выявлены и признаны незаконными 26 обыска.
Фактами нарушения прав граждан на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Комиссия по правам человека при Главе государства не располагает.

Ш. О состоянии законности в сфере миграционных отношений и вопросы соблюдения прав человека

Нормы Конституции Республики Казахстан, двусторонние межгосударственные договоры (соглашения) Казахстана с другими государствами о выдаче, другие международные обязательства Казахстана в сфере прав человека соответствуют общепризнанным международным стандартам.
Проблема незаконной миграции приобретает все более четкие и резкие контуры на фоне процессов, происходящих в мире, представляя угрозу стабильности и безопасности для всего мирового сообщества.
При этом Казахстан является одним из узловых промежуточных звеньев транснациональных каналов незаконной миграции, что обусловлено, в первую очередь, специфическим географическим положением республики непосредственно на пути в страны Европы; открытием в последние годы новых международных авиационных, железнодорожных рейсов. Следует отметить, что на Государственной границе Республики Казахстан продолжают иметь место нелегальные миграционные процессы. Граждане третьих стран, пакистанцы, бангладешцы, ланкийцы, афганцы и др. следуют в Россию через Казахстан, незаконно пересекая казахстанско-российскую границу в обход пунктов пропуска.
В настоящее время сохраняется угроза увеличения потока незаконных мигрантов со стороны южных границ, особенно из Кыргызстана и Таджикистана. По имеющимся данным на территории указанных государств скопилось значительное количество граждан Афганистана, Пакистана, Бангладеша, намеревающихся иммигрировать через территорию Казахстана в Россию и страны Западной Европы.
Наблюдается тенденция роста нелегальной трудовой миграции в Казахстан так называемых "сезонных рабочих". Это, в первую очередь, относится к гражданам среднеазиатских стран СНГ - Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, где отмечаются слабые темпы развития экономики, низкий уровень жизни. По данным МВД РК, за 2004 год привлечено к административной ответственности 65198 иностранных граждан, в том числе за нарушения правил пребывания в Республике Казахстан 42703. Выдворен из страны 5181 иностранец. Возбуждено 52 уголовных дела за умышленные нарушения миграционного законодательства, в отношении 26 иностранцев приговор суда вступил в законную силу.
В целях упорядочения и легализации трудовой миграции 29 ноября 2004 года в г.Шымкенте Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан совместно с БДИПЧ ОБСЕ, Центром ОБСЕ в Алматы, НПО "Социологический ресурсный центр", Акиматом Южно-Казахстанской области провела международный круглый стол "Нелегальная трудовая миграция в Казахстане: перспективы соблюдения прав человека". В работе вышеуказанного форума приняли участие представители государственных органов, организаций образования и правозащитных НПО Республики Казахстан и Республики Узбекистан, международных организаций, аккредитованных в Казахстане и Узбекистане.
Анализ ситуации с правами человека в ходе миграционных процессов показывает, что, несмотря на проводимую работу, есть отдельные факты нарушений законности государственными органами и их должностными лицами, а также самими мигрантами.
Для имплементации международных стандартов свободы передвижения в национальное законодательство и правоприменительную практику, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан рекомендует уполномоченным государственным органам:
- ускорить ратификацию Международного пакта ООН о гражданских и политических правах (вместе с Факультативными протоколами) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;
- провести анализ национального законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы свободы передвижения, на предмет его соответствия международным стандартам.

По свободе передвижения внутри страны:

- законодательно определить и закрепить институт регистрации граждан Республики Казахстан по месту постоянного жительства или временного пребывания; регистрация должна носить уведомительный характер и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием для ограничения прав граждан; процедура регистрации граждан должна быть упрощенной, единообразной на всей территории страны;
- законодательно определить и закрепить порядок и процедуры регистрации временного пребывания или постоянного жительства иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и лиц, ищущих убежища;
- устранить противоречия между законодательными актами и ведомственными инструкциями, регулирующими свободу передвижения внутри страны;
- разработать и внедрить единый механизм и процедуры идентификации и учета граждан и других лиц, законно находящихся на территории Республики Казахстан.

По свободе въезда в Республику Казахстан и выезда из Республики Казахстан:

- разработать механизм и процедуры контроля и пресечения выезда из страны граждан Республики Казахстан с целью постоянного жительства за рубежом, которым выезд запрещен (носители государственных секретов, лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и т.д.);
- заключить двусторонние договоры с другими государствами с целью защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан при получении разрешений на въезд в эти страны.

По обеспечению прав мигрантов, лиц, ищущих убежища, беженцев:

- на уровне Правительства и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разработать проект Соглашения о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, занятых на сельскохозяйственных работах в приграничных областях с Узбекистаном и другими заинтересованными государствами стран СНГ;
- разработать международные договора и соглашения о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон, о борьбе с незаконной миграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, о приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантиях социальных и экономических прав трудящихся - мигрантов.
Обмениваться информацией о практике применения миграционного законодательства, имеющихся проблемах в государствах при использовании иностранной рабочей силы;
- разработать систему пограничного контроля, процедуры и порядок взаимодействия ведомств, включая прием иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих правового статуса, и обращения с ними, в соответствии с международными стандартами;
- создать и внедрить современную национальную систему пограничного и миграционного контроля и сеть пунктов временного содержания иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, ищущих убежища или не имеющих определенного правового статуса при контрольно-пропускных пунктах пограничной службы РК;
- создать открытую и доступную систему эффективного информирования иностранных граждан, лиц без гражданства о правилах въезда и пребывания на территории Республики Казахстан, о миграционном законодательстве страны.

IV. Анализ соблюдения политических прав граждан Республики Казахстан

Политические права граждан Республики Казахстан и их соблюдение государственными органами и должностными лицами гарантированы Конституцией и другими законодательными актами Казахстана.
Политические права и свободы объединяют закрепленные в Конституции Республики Казахстан права и свободы, реализуя которые, граждане Казахстана участвуют в общественно-политической жизни общества, в управлении государством. К ним относятся: свобода слова; право на свободу объединений; право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; право на участие в управлении делами государства; право на обращения в государственные органы.

Права граждан участвовать в управлении делами государства

Как известно, в сентябре-октябре 2004 года в Республике Казахстан прошли очередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Указанные выборы прошли в соответствии с требованиями Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан". Прошедшие парламентские выборы продемонстрировали поступательное продвижение Казахстана по пути демократизации политической системы. Основными признаками этого стало:
Первое. Парламентские выборы прошли в соответствии с новым избирательным законодательством, максимально приближенным к требованиям ОБСЕ. Исполнительная власть впервые была дистанцирована от процесса формирования избирательных комиссий.
Второе. Парламентские выборы проходили в условиях беспрецедентного уровня конкуренции между кандидатами и партиями. Всего изначально было выдвинуто 681 человек, число которых к выборам сократилось до 550 официально зарегистрированных кандидатов. В среднем на один депутатский мандат претендовало не менее 9 человек. В некоторых округах этот показатель достигал 20-22 человек.
Количество партийных выдвиженцев составило 253 человека, что составляет более 40% от общего количества кандидатов. К ним следует добавить 90 кандидатов, которые выдвинуты по партийным спискам.
Третье. В выборах приняли участие все политические партии страны, в том числе оппозиционные. В выборах участвовали 8 партий и 2 избирательных блока, объединивших под своим крылом 4 политические партии. Все они дошли до финиша избирательной кампании. По данным различных опросов уровень поддержки партий, участвовавших в выборной кампании, составлял не менее 72%.
Четвертое. На выборах была впервые апробирована система электронного голосования "Сайлау". Данный шаг был нацелен на совершенствование технологии голосования на выборах в Казахстане, обеспечение прозрачности и демократичности избирательной процедуры. Вместе с тем, избирателям на выборах было предоставлено право самим избирать способ голосования. Они имели возможность проголосовать как при помощи бумажного бюллетеня, так и через систему электронного голосования.
Пятое. Впервые за выборами в стране наблюдала столь представительная миссия международных наблюдателей. Всего ее численность достигала 1029 человек, из которых 297 человек или более четверти являлись наблюдателями от ОБСЕ, 140 чел. или 13,6% - представляли международную американскую миссию наблюдателей "Election and Democracy", а также 47 чел. или 4,5% - Международную автономную некоммерческую организацию по наблюдению за выборами в странах СНГ "CIS-EMO".
Представительной была миссия наблюдателей стран СНГ, численностью в 420 человек, которые представляли исполком СНГ, Межпарламентскую ассамблею СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и другие. Кроме того, своих наблюдателей направили 17 зарубежных государств. Всего в день голосования общее количество наблюдателей за выборами, в том числе от кандидатов и партий, составило порядка 20 тысяч человек.
Главным итогом прошедших парламентских выборов стала победа провластных политических партий и кандидатов.
По итогам выборов 4 провластные партии – "Отан", "Асар" и Гражданская партия Казахстана, Аграрная партия Казахстана в совокупности завоевали 71 парламентское место, что составило 89,6% от общей численности депутатских мандатов.
Вместе с тем, 7 - процентный пороговый барьер смогла преодолеть и оппозиционная партия "Ак жол", которую поддержало около 12% избирателей, что вывело партию на второе место после наиболее популярной в стране партии "Отан". Партии также удалось провести своего кандидата по одномандатному округу.
Итоги прошедших парламентских выборов были признаны легитимными. ОБСЕ были отмечены серьезные улучшения в проведении выборов. Была выражена готовность продолжить совместную работу с государственными органами по дальнейшему совершенствованию казахстанской избирательной системы.
В целом, международные наблюдатели признали, что парламентские выборы в Казахстане проведены в соответствии с международными стандартами.
Вместе с тем, был отмечен и ряд недостатков в выборной системе. Было признано, что в проведении выборов были допущены определенные нарушения, имели место сбои и несоответствия в избирательной системе. В настоящее время госорганами проводится комплексный анализ проблем и сбоев в избирательной системе для их устранения и улучшения качества выборного процесса в стране.
Прежде всего, безусловно, признается, что в ходе выборов были допущены определенные нарушения со стороны избирательных комиссий. Несмотря на прямые установки Президента, на местах использовался административный ресурс. Были допущены определенные деформации в отношении информационного сопровождения предвыборной деятельности политических партий в СМИ. Имеются проблемы в формировании списков избирателей. Требует дополнительного анализа и экспертизы применение системы электронного голосования.

О соблюдении избирательных прав граждан

В Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан (ЦИК РК) в период избирательной кампании по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан поступило 403 - жалобы. В том числе от: политических партий – 108, общественных объединений – 19, кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан – 106, депутатов Парламента Республики Казахстан – 18, доверенных лиц кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан – 152.
В период после окончания регистрации кандидатов в одномандатных округах и до 20 сентября 2004 года в избирательные комиссии поступило 106 жалоб от кандидатов в депутаты, доверенных лиц кандидатов, общественных объединений, политических партий, граждан.
В период проведения выборов все усилия Центральной избирательной комиссии и Генеральной прокуратуры были направлены на обеспечение законности выборного процесса. Надзор осуществлялся на всех стадиях выборов, начиная с момента образования избирательных комиссий до принятия ЦИК решения о регистрации депутатов Мажилиса Парламента.
Проверка показала, что выборы проведены в соответствии с Конституцией и действующим законодательством республики.
В то же время, зафиксированы отдельные нарушения закона. При этом, по каждому факту нарушений законности принимались меры реагирования и в каждом случае органы прокуратуры и избирательные комиссии добивались их устранения.
Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан обратилась к политическим партиям Республики Казахстан, а также их представительствам и структурным подразделениям в областях принять активное участие в мероприятиях по сверке списков избирателей на местах и оказать максимально возможное содействие в проведении вышеуказанной работы.
Это привело к таким нарушениям, как включение в списки избирателей несовершеннолетних, повторное включение одного и того же избирателя в нарушение требований п. 3 ст. 25 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", искажение анкетных данных избирателей, неправильное написание фамилий, включение в списки избирателей умерших граждан и т.д.
Кандидатам, проигнорировавшим данное требование, были даны разъяснения закона.
Мерами прокурорского надзора были устранены нарушения прав кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента.
Так, проверкой проведенной прокуратурой Северо-Казахстанской области по поручению Генеральной прокуратуры РК установлено, что в предвыборный период директор Департамента внутренней политики К. дал письменное указание всем районным газетам о необходимости организовать специальную рубрику, освещающую деятельность и позитивные отзывы и мнения о РПП "Отан", тем самым, нарушил права других кандидатов (политических партий, избирательных блоков) на равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации.
По результатам данной проверки по постановлению прокурора Северо-Казахстанской области К. был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Протестом же прокурора Костанайской области был отменен незаконный приказ об увольнении начальника водно-спасательной станции ГУ "Костанайский областной центр водно-спасательной службы" С., избранного членом избирательной комиссии. По результатам проверки С. был восстановлен в прежней должности.
В период избирательной кампании, отмечены нарушения законодательства в действиях кандидатов и партий при проведении предвыборной агитации, которые стали предметом жалоб и обращений в ЦИК и органы прокуратуры. В своих обращениях противоборствующие стороны нередко пытались негативно охарактеризовать действия соперника и тем самым добиться снятия его кандидатуры.
Также показателен факт злостного хулиганства в отношении редакции газеты "Южный экспресс", который был воспринят наблюдателями как попытки запугивания представителей СМИ в Казахстане и оказания влияния на результаты голосования. Детальное рассмотрение данного инцидента уполномоченными государственными органами показало, что указанное происшествие не имеет какой-либо связи с избирательным процессом, и опасения наблюдателей по поводу ограничения свободы слова в Казахстане безосновательны.
За весь период выборов органами прокуратуры было рассмотрено 857 жалоб и заявлений граждан и юридических лиц по вопросам применения закона о выборах.
По результатам проверок нарушения выявлены только по 83 обращениям, что составляет лишь 9% от их общего числа.
Установлено, что из всех 9511 избирательных участков по 8151 участку от субъектов избирательного процесса никаких обращений о нарушениях законности не поступило.
Иными словами в 86% от общего количества избирательных участков ни у избирателей, ни у кандидатов, ни у других заинтересованных лиц не было никаких оснований для жалоб.
Прокуроры зафиксировали нарушения на 177 избирательных участках, что составляет лишь 1,9 % от их общего количества.
Анализ итогов выборов опубликованных Центризбиркомом свидетельствует о том, что по большинству избирательных округов депутаты были избраны, значительно опередив своих соперников.
В целом 46 депутатов смогли обеспечить себе перевес в голосах избирателей на 25 - 50 и более процентов, чем их ближайшие конкуренты.
С позиции Комиссии по правам человека, в ходе избирательной кампании, к серьезным нарушениям избирательных прав граждан привели следующие обстоятельства:
некорректное составление списков избирателей местными исполнительными органами. Списки избирателей не соответствовали требованиям Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан";
формирование избирательных комиссий маслихатами не улучшило работу избирательных комиссий. Некоторые представители политических партий отказывались работать в комиссиях, а другие отстаивали интересы политических партий, представителями которых являлись;
использование административного ресурса, особенно вмешательство в работу избирательных комиссий;
широкое использование различных политических технологий кандидатами, политическими партиями и избирательными блоками, в том числе "черного PR".
Следует отметить, что основная масса нарушений, отмеченных в ходе избирательной кампании, связана с незнанием или неправильным использованием норм избирательного права, а также сознательным их игнорированием со стороны участников избирательного процесса.
Глава государства четко демонстрирует свою приверженность дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства. В программе политических реформ, которую Президент Казахстана озвучил на VII съезде партии "Отан" в июне 2004 года, в качестве задачи ставится расширение применения выборных процедур при рекрутировании руководителей местных исполнительных органов. В Послании народу Казахстана на 2005 год "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев особо отметил необходимость дальнейшего совершенствования выборного законодательства. По поручению Президента страны, Центральная избирательная комиссия приступила к проведению детального анализа недостатков правового обеспечения выборного процесса. В течение 2005 года Центральная избирательная комиссия должна разработать и внести соответствующие предложения по качественному улучшению избирательных механизмов, в полной мере соответствующих международным стандартам и уровню развития казахстанского общества.

О соблюдении конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе

В соответствии с Конституцией и Законом РК "О государственной службе" граждане Республики имеют право на равный доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.
В соответствии с п.1 ст.12 Закона РК "О государственной службе", (далее – Закон) право занятия административной государственной должности имеют граждане Республики Казахстан. Занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе.
По итогам 2003 года Агентством и его территориальными органами в ходе проверок выявлено 484 факта внеконкурсных назначений, 1227 нарушений Правил проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности, 1174 нарушений Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих. В большинстве случаев не были соблюдены требования к процедуре оформления решений.
С позиции Комиссии по правам человека при Главе государства, в целях соблюдения прав административных государственных служащих на карьерный рост, а также обеспечения прозрачности процедур аттестации необходимо разработать проект Указа Президента о внесении изменений и дополнений в Правила проведения аттестации административных государственных служащих.
В целях обеспечения равного доступа выпускников высших учебных заведений к государственной службе, Комиссия по правам человека при Главе государства рекомендует Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы разработать концептуальные предложения по совершенствованию нормативной правовой базы государственной службы, внести изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Агентства, касающиеся правил проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности, а также типовых квалификационных требований к категориям административных государственных должностей.

Право на свободу слова, убеждений и на свободное выражение их

Одним из важнейших инструментов реализации прав и свобод граждан на информацию являются масс-медиа.
В Казахстане за прошедшие годы проведены кардинальные преобразования в сфере деятельности средств массовой информации. Произошло разгосударствление сектора СМИ, результатом чего стало то, что на сегодня более 80% СМИ являются негосударственными.
На сегодняшний день количество действующих СМИ превысило 2000. Для сравнения: по имеющимся данным, в Кыргызстане действуют более – 700, Таджикистане - 202, Узбекистане – 719, в два раза меньше в Белоруссии по числу информационных агентств (6) и печатных СМИ (1500). О лидерстве Казахстана по развитию медийной инфраструктуры говорит факт проведения в стране ежегодного Евразийского медиа-форума.
В стране налаживаются механизмы взаимодействия между медийным сообществом, государственными структурами и институтами гражданского общества. Так, в конце 2002 года создан Общественный Совет по СМИ (информационной политике) при Президенте, в состав которого вошли главные редакторы ведущих масс-медиа и известные журналисты. В том же году создан Конгресс журналистов Казахстана.
Действуют Конгресс и Союз журналистов, Ассоциация телерадиовещателей Казахстана, Национальная ассоциация телерадиовещателей, профессиональный союз журналистов, международный фонд "Адил соз", представительство "Internews Network Kazakhstan", молодежный медиа-союз и др.
В настоящее время в стране действует порядка 2120 отечественных СМИ, из которых 1332 газеты, 590 журналов, 187 теле- и радиокомпаний, 11 информагентств.
Данный показатель более чем в 11 раз больше показателя стартового для независимого Казахстана 1991 года, когда в стране насчитывалось лишь 185 СМИ.
Основная часть средств массовой информации распространяется в республиканском масштабе. Их доля составляет 48% от общего числа всех действующих СМИ. СМИ областного значения составляют 16,5%, местного (город, район) - 23 %, регионального (межобластные) - 2,5%, распространяемые на территории страны, дальнем и ближнем зарубежье - 9%.
Основными языками распространения отечественных масс-медиа остаются казахский и русский. Число казахскоязычных СМИ в стране составляет 370 СМИ или 18% от общего количества СМИ в стране. Порядка 755 или 35% СМИ вещают или издаются одновременно и на казахском и русском языках. Порядка 701 СМИ или 34% распространяются исключительно на русском языке. Еще 294 или 13% СМИ распространяются на казахском, русском и других языках. На 11 языках народов Казахстана, помимо казахского и русского, выходят 22 печатных издания и 1 электронное СМИ.
По тематике доля информационных печатных изданий составляет 55%, научных – 10,5%, общественно-политических – 17%, рекламных – 10,5 %, детских, молодежных и религиозных по 2%, женских - 1%.
Печатные СМИ действуют на республиканском, областном, районном уровнях и в ряде населенных пунктов поселкового уровня.

***

Позитивные тенденции в развитии многопартийной системы республики, вызванные новым законом, позволили выйти на более качественный уровень в диалоге между властью и политическими партиями. По состоянию на 1 декабря 2004 года в республике действуют 12 политических партий.
В целях развития общенационального диалога по важнейшим вопросам политического развития Казахстана Указом Главы государства от 2 ноября 2004 года образована Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан, имеющая статус консультативно-совещательного органа.

***

В республике зарегистрировано более 5 тысяч НПО. Из них реально работает около 2 тысяч.
Оформились устойчивые группы НПО по различным направлениям: экологические – 15%; детские и молодежные – 13,6%; женские – 13,3%; медицинские – 13,1%; в области культуры, искусства, науки, образования – 12,5%; правозащитные – 7,6%; по социальной защите – 6,8%; по поддержке общественных инициатив – 6%; многопрофильные – 4,7%; общества инвалидов – 4,4%; по реабилитации детей-инвалидов – 3%.
В неправительственном секторе задействовано около 200 тысяч человек. Услугами казахстанских НПО охвачено около 2 млн. казахстанцев. При этом по уровню развития неправительственного сектора Казахстан занимает лидирующие позиции в Центральноазиатском регионе.

Право на свободу объединений

В статье 23 Конституции установлено, что граждане Республики имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом.
Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.
Действующие законодательные акты РК: Гражданский кодекс РК, Законы РК: "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах", другие нормативные правовые акты гарантируют гражданам право на свободу объединений.
В целом права граждан Республики Казахстан на объединение в общественные организации соблюдаются.

Право на свободу мирных собраний

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан граждане Казахстана вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Согласно статьи 1 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 17 марта 1995 года № 2126 "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан" под формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, именуемых в законодательстве собраниями, митингами, шествиями и демонстрациями, следует понимать также голодовку в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование.
По имеющимся у нас данным, за 9 месяцев 2004 года на территории страны было зафиксировано около 55 акций выражения протеста, отстаивания общественных, групповых, личных интересов, в которых приняли участие более 5000 человек.
Акции протеста были зафиксированы в Карагандинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях и гг. Астана и Алматы.
Как показывают результаты исследования, проведенные Министерством культуры, информации и спорта РК, значительная часть трудоспособного населения страны в случае необходимости готовы проявить социальную активность в отстаивании личных, общественных интересов.

Право обращения граждан в государственные органы

Институт административной юстиции и институт обращений граждан взаимосвязан.
Право обращения граждан Казахстана в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в п.1 ст.33 Конституции Республики Казахстан. Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут обжаловаться и в судебном порядке.
За анализируемый период в Комиссию по правам человека при Главе государства поступило 10 обращений граждан по поводу нарушения должностными лицами государственных органов порядка рассмотрения обращений граждан, гарантированного Указом Президента РК, имеющим силу закона, "О порядке рассмотрения обращений граждан". При непосредственной помощи Комиссии по правам человека, права этих граждан были восстановлены
В целом, права граждан Казахстана на обращения в государственные органы соблюдаются.

V. Анализ соблюдения социальных и экономических прав
человека и гражданина в Республике Казахстан

В 2004 году Парламент принял ряд законодательных актов, направленных на укрепление и дальнейшую стабилизацию рынка труда: приняты законы о безопасности и охране труда; об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей; о внесении изменений и дополнений в законы о занятости, о труде и другие.
Усилению судебной защиты прав и свобод граждан в сфере трудовых правоотношений способствовало принятое 19 декабря 2003 года нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан "О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров".
Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан неоднократно высказывалась за устранение дискриминационных норм закона о труде. В конце 2004 года Парламент внес в этот закон изменения и дополнения, которые в значительной мере расширили и укрепили трудовые права граждан и права профессиональных союзов как полномочных представителей трудящихся. Особое значение при этом имеет изъятие из старого закона норм, позволяющих работодателю произвольно навязывать работникам так называемые краткосрочные трудовые контракты, лишая тем самым трудящихся социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.
Значительно расширяются права и гарантии работающих женщин, молодых людей. Воспрещается прекращение трудовых отношений с работником при смене собственника имущества или реорганизации работодателя.
Предоставляются более широкие права профсоюзам. Без согласования с профкомом работодатель не имеет права принимать акты, связанные с изменениями условий труда, а также увольнять в ряде случаев работников, являющихся членами профсоюза.
Всего в закон внесено свыше 60 поправок.
Разрабатывается проект Трудового кодекса Республики Казахстан; пересматривается в сторону увеличения базовый социальный индикатор – прожиточный минимум, на основе которого будет определяться минимальный уровень оплаты труда.

Право на свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан" (далее – Закон о труде) каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав. В соответствии со ст. 11 Закона о труде, заключение индивидуального трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста. В случае получения среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения индивидуальный трудовой договор могут заключать лица, достигшие пятнадцати лет с согласия родителей или опекуна, попечителя.
В этом плане, нормы Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года "О безопасности и охране труда", основанных на Конституции, законодательных и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан (далее - законодательство о безопасности и охране труда), направленные на обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, соответствуют основополагающим требованиям Конвенции 148 и 155.
Согласно закону, работодатель также обязан информировать работников о возможных вредных производственных факторах на предприятиях организации и обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты от их воздействия, а также проводить соответствующее их обучение и инструктажи и обеспечивать инструктивными документами по безопасному ведению производственного процесса и работ.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.
Законом Республики Казахстан "О занятости населения" предусмотрены гарантии гражданам в сфере занятости населения.
В настоящее время рынок труда республики характеризуется ростом числа занятых в экономике и снижением уровня безработицы. По данным Агентства РК по статистике в 2004 году численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше достигла 7,8 млн. человек. В экономике республики были заняты 7,2 млн. человек или на 180,7 тыс. чел. больше, чем в 2003 году. Уровень занятости населения возрос и достиг 91,6%. Среди занятого населения численность наемных работников составила 4,5 млн. человек, что на 5,5% больше по сравнению с 2003 годом.
Улучшению ситуации на рынке труда способствует реализация Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы. Так, уровень безработицы составил 8,4 % (в 2003 г. - 8,8%).
За 2004 год в республике создано 147,1 тыс. постоянных рабочих мест, из них 55,5 тыс. или 37,7% – в сельской местности. Временных и сезонных мест в республике создано 73,3 тыс., в т.ч. по селу – 54,8 ед.
В разрезе отраслей экономики наибольший удельный вес созданных новых рабочих мест (постоянных) наблюдается в торговле – 31,2 тыс., промышленности – 27,7 тыс., строительстве и коммунальном хозяйстве – 25,2 тыс. и сельском хозяйстве – 24,3 тыс.
С 1 января 2004 года минимальный размер заработной платы увеличен с 5000 до 6600 тенге, или на 32 процента по сравнению с 2003 годом.
За период 1995-2005 годы минимальный размер заработной платы вырос в 27 раз, с 262 тенге до 7000 тенге.
Что касается уровня заработной платы работников бюджетной сферы, то в рамках поэтапного совершенствования системы оплаты труда за период 2002-2004 годов он увеличен в сред

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.