ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема: ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Понятие и классификация функций управления 1
2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой 3
3. Структурные (операционные) функции управления 4

1. Понятие и классификация функций управления
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. К ним относятся:
1. прогнозирование и планирование;
2. организация работы;
3. мотивация;
4. координация и регулирование;
5. контроль, учет;
6. анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Их типовой состав:
1. перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
2. организация работ по стандартизации;
3. учет и отчетность;
4. экономический анализ;
5. техническая подготовка производства;
6. организация производства;
7. управление технологическими процессами;
8. оперативное управление производством;
9. метрологическое обеспечение;
10. технологический контроль и испытания;
11. сбыт продукции;
12. организация работы с кадрами;
13. организация труда и заработной платы;
14. материально-техническое снабжение;
15. капитальное строительство;
16. финансовая деятельность.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.).

Рис. Поле управления
Если вспомнить модель производственного процесса (рис.), то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рис. ).

Рис. Объем управления
2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:
1. выбор технологического процесса;
2. планирование программы производства;
3. планирование последовательности производства (оперативное планирование);
4. формирование производственных систем (систем оборудования);
содержание и эксплуатация оборудования;
5. организация материально-технического снабжения.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
1. организация инновационного процесса;
2. выбор и реализация стратегии НИОКР;
3. оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
4. внедрение результатов НИОКР;
5. защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
1. организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
2. выбор целевых рынков и их сегментирование;
3. применение маркетинговых решений по продукту;
4. выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
5. продвижение товара;
6. выбор и реализация ценовой политики;
7. планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Финансовое управление предприятием включает:
1. приобретение финансовых средств;
2. использование финансовых средств;
3. управление ликвидностью;
4. структурирование капитала и имущества;
5. управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
6. финансовое планирование и финансовый контроль.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
3. Структурные (операционные) функции управления
Линейное управление, и каждый вид функционального управления представляет собой в свою очередь систему операционных функций в различной пропорции и качестве.
Система операционных функций – планирование, организация, контроль и регулирование (функция стимулирования не есть самостоятельный вид деятельности в системе разделения управленческого труда,.
Планирование как моделирование будущего состояния объекта или процесса. Виды стратегического, коммерческого, производственного, финансового, кадрового и информационного планирования (полезный элемент повтора, см. выше).
Организация (процесса). Понимать двузначность термина организация – структура и процесс. Параллельные процессы организации (информационная составляющая) и подготовки (материальная) производства. Организация процесса как согласованная и контролируемая совокупность заявок (требований) на поставку ресурсов и выдачи задания исполнителям. Термин «организация производства» как заменитель (и предшественник) термина управления производством (технического или технологического управления).
Контроль. Входной, текущий (операционный) и выходной контроль. Функциональные виды контроля. Наиболее важные виды функционального контроля для руководителя: за что хвататься, с чего начать, если пришел новый руководитель.
Регулирование. Процесс регулирования как систематически повторяющийся с соответствующими коррективами плана-прогноза процесс организации деятельности. Что есть регулирование для директора, руководителя производственного (коммерческого) подразделения. Ежедневное (еженедельное) производственное совещание (планерка) как инструмент регулирования деятельности. Азбука ведения планерки для начинающего руководителя.
Стимулирование как неявная (организационно не выделяемая) функция описана выше
Процесс принятия решений является важнейшим элементом функционирования управления, заключительная стадия всякого планирования в составе любой общей функции. Управленческое решение – всегда комплексный акт, включающий различные аспекты - правовой, экономический, социальный, психологический и другие.
1) Генеральное (линейное) управление – это управление, осуществляемое директором фирмы. Оно относится к разряду линейного (комплексного) управления, каким занимаются, помимо директора, еще и руководители производственно и коммерческих подразделений.
Генеральное управление делится на стратегическое и оперативное управление. Стратегическое управление есть первая и главная обязанность и право каждого директора (линейного руководителя). Оно состоит из анализа и планирования.
а) Анализ
Для определения стратегии в области сбыта выполняют SWOT-analysis.
Он используется для анализа внутренней и внешней экономической ситуации, в которой действует фирма, а также имеющихся в ее распоряжении ресурсов.
SWOT - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв английских слов:
- Strengths – внутренние сильные стороны фирмы;
- Weaknesses – внутренние слабые стороны фирмы;
- Opportunities – внешние возможности фирмы;
- Threats – внешние угрозы для фирмы).

Факторы Положительные Отрицательные
Внутренние S W
Внешние O T
Рисунок
б) Планирование
На основании такого анализа вырабатывается стратегия фирмы.

Корпоративная стратегия – это общая стратегия фирмы: идеология и миссия фирмы, а также выбор варианта движения (умеренное развитие, ускоренное развитие, сокращение или комбинация из этих вариантов по бизнес-процессам, реализуемым фирмой.
Деловая стратегия – это бизнес-стратегия, определяющая поведение фирмы на внешнем рынке (см. например стратегии М. Портера в курсе маркетинга).
Функциональная стратегия – это внутренняя стратегия совершенствования фирмы (финансовая, экономическая, организационная, информационная).
2) Функциональное управление
На практике линейное управление на уровне предприятия продолжается и дополняется совокупностью согласованных видов функционального управления, реализующих намеченные стратегические установки. Для директора это контроль основных сторон деятельности предприятия.
Конкретно функциональным управлением занимаются специализированные заместители директора и подчиненные им службы и отделы аппарата управления – коммерческая, финансовая, управление производством, управление персоналом, управление информационными потоками (деловодство) и др. Для изучения такого управления существуют специализированные курсы – маркетинг, финансовый менеджмент, операционный менеджмент и др.
Что должен знать директор по основным видам функционального управления с подчеркиванием отраслевых особенностей:
-коммерческого – маркетинг и организация сбыта и снабжения (основные понятия и направления работы), директор как основной организатор сети внешних (коммерческих и PR) отношений;
-производственного (операционный менеджмент) – производственное планирование, основные направления НТП и экономическая работа производственников (планирование и контроль организационно-технических мероприятия повышения эффективности производства);
-финансового – основы (азбука) бухгалтерского и управленческого учета, финансовый анализ состояния предприятия (умения «читать» баланс), бюджетирование (виды и назначение основных бюджетов), инвестиционное планирование с учетом фактора времени (временная стоимость денег);
-кадрового (менеджмент персонала) – организационные структуры управления, основные функции кадровой службы, способы контроля морально-психологического облика основных руководителей предприятия и состояния коллектива;
-информационного (деловодство и логистика, информационные системы управления):
o основные сведения о системе организационно-распорядительной документации, документообороте и хранении документов (номенклатура дел), электронный документооборот (системы электронного документооборота – СЭД);
o что такое логистика, структурный анализ и построение алгоритмов горизонтальных информационных процессов);
o основные типы действующих информационных (корпоративных) систем управления (ИСУ, КИС), как подобрать необходимую для данной фирмы КИС стоимость, как составить проектное задание на формирование КИС специализированным подрядчиком.
Последний вопрос – как на практике с учетом масштабов предприятия и имеющихся финансовых возможностей реализовать систему функционального управления – разделение управленческого труда (делегирование полномочий как объективная необходимость) между заместителями, какие функции директор должен взять на себя. Это уже вопрос организации функционального управления – прерогатива директора.

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.