МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Тема: МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1. Классификация методов управления 1
2. Группа организационно-распорядительных методов управления 1
3. Группа экономических методов управления 3
4. группа социально-психологических методов управления 4
5. Стили руководства 6
1. Классификация методов управления
Наука управления располагает двумя группами методов:
1. Методы процесса управления, т.е. методы принятия управленческих решений;
2. Методы воздействия, применяемые как способ целенаправленного воздействия на коллективы в целом и на отдельных работников предприятия.
Методы процесса управления имеют прямое отношение к процессу управления. В данной теме будет рассматриваться вторая группа методов – методов воздействия.
По способу воздействия методы управления можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые – проявляются через различного рода распорядительные акты и правовые нормы.
Косвенные – проявляются посредством создания ситуаций, в которых объект управления достигает заданной цели без принуждения, посредством осознанной необходимости.
Таким образом, методы управления как способы целенаправленного воздействия на объекты управления можно разделить на:
1. организационно-распорядительные (прямые), директивные, включая методы правового регулирования;
2. экономического или материального стимулирования (косвенные);
3. социально-психологические, морального стимулирования (косвенные)
2. Группа организационно-распорядительных методов управления
Совокупность организационно-распорядительных методов управления подразделяется на следующие группы:

1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы персонала предприятия. Они предполагают функциональное разделение труда, обязанностей, ответственности. Полномочий и установление деловых взаимоотношений. Включают:
а) регламентирование – четкое закрепление функций и работ за конкретной должностью или должностным лицом;
б) нормирование – установление нормативов на выполнение работ, допустимых границ деятельности. Которые предполагают разработку ряда статусов, регламентирующих права и обязанности должностных лиц и структурных подразделений;
в) инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение.
2. Методы распорядительного воздействия предназначены для организации работ. Они позволяют уточнять вопросы организации труда в связи с новыми задачами и условиями работы. Эти методы направлены на оперативное устранение возникших отклонений в производстве и управлении от поставленных задач по выполнению планов. Эти методы включают:
а) положения – нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов управления, структурного подразделения (комиссии, группы);
б) постановления – правовой акт, применяемый высшим руководством или некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения;
в) приказы – это письменное или устное требование руководителя к подчиненным выполнить определенную задачу с указанием сроков ее выполнения и особенностей реализации, издаются только руководителями линейных служб (директорами, начальниками цехов и другими линейными руководителями);
г) распоряжения – требования к подчиненным по решению определенных вопросов, издают зам. директора, начальники служб в пределах предоставленных им прав и по кругу вопросов, которые записаны в положении о линейных и функциональных службах;
д) устав – свод правил, регулирующих деятельность организаций и их взаимоотношения с другими организациями, а также права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности;
е) должностные инструкции – правовой акт, издаваемый органом управления, утвержденный его руководителем, в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организаций (их подразделений и служб), должностных лиц;
ж) устные указания – (широко используются руководителями всех уровней, но чаще всего низовыми), предполагают передачу указаний в устой форме.

3. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе. Иногда их называют административными методами управления, т.к. они связаны с природой государственного управления: одна сторона наделяется полномочиями власти и вследствие этого может приказывать другой стороне – управляемому органу.
Административное воздействие на объект управления требует организации выполнения, контроля за ходом исполнения и в случае необходимости дополнительных распорядительных воздействий, уточняющих предыдущие. Методы дисциплинарного воздействия предполагают применение определенных санкций. Это:
1. материальные санкции (штрафы, пени, неустойки) применяются на основе возложенной на организацию или определенных работников ответственности за результаты хозяйственной деятельности, за сохранность собственности;
2. дисциплинарные санкции (выговор, предупреждение) применяются к должностным лицам, нарушающим дисциплину и не выполняющим служебных обязанностей, возложенных на них приказом, распоряжением, указанием или должностной инструкцией;
3. административные санкции предъявляются к работникам в виде лишения полномочий и должности за нанесение материального ущерба организации;
4. юридические санкции применяются судами за совершение должностных преступлений и проявление халатности, повлекшее за собой грубые нарушения дисциплины.
5. Особую разновидность организационно-распорядительных методов управления составляют методы правового регулирования, которые представляют собой средства правового воздействия на общественные отношения. Различают два основных способа правового регулирования:
1. авторитарный метод правового регулирования применяется при административных правонарушениях. Характеризуется тем, что одна сторона наделяется правом устанавливать другой стороне содержание ее деятельности, действий и поступков.
2. автономный метод правового регулирования, при котором стороны правоотношения являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно установить содержание своих прав и обязанностей. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной стороной взятых на себя обязательств другая сторона имеет право обратиться с иском в суд или арбитраж. Эти методы применяются в отношениях между предприятиями, работающими по договору (поставки, перевозки, аудита и т.д.).
В отношениях между коллективами и внутри коллективов могут использоваться правовые средства (заключение договоров, контрактов по найму, включающих совокупность средств юридического воздействия на производственные отношения).
3. Группа экономических методов управления
Под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы.
Группу экономических методов управления можно рассмотреть в широком и узком смыслах. В широком смысле – это методы управления всей хозяйственной деятельностью предприятия. В узком смысле – экономические методы управления призваны стимулировать деятельность персонала предприятия.
Управление хозяйственной деятельность предприятия предполагает обеспечить:
1. Рентабельность производства и сбыта заключается в политике предприятия по финансированию издержек производства и затрат на них за счет собственных средств;
2. Распределение капиталовложений и размещение производства заключается в политике предприятия по развитию технической и технологической базы производства;
3. Финансирование и кредитование предусматривает политику предприятия в области определения источников финансирования и распределения средств, их перемещение, обеспечение лучших условий получения займов и кредитов;
4. Использование фондов развития и амортизационных отчислений заключается в политике предприятия в области сроков, объемов, условий использования различных фондов и накоплений (социальные фонды, страховые фонды, резервные фонды):
5. Политика ценообразования ориентирована на установление структуры и уровня цен фирмы на товары, соответствующие требованиям и условиям рынка.
1. Экономические методы управления как методы материального стимулирования деятельности персонала предприятия имеют два направления:
1. Методы повышения заинтересованности работников за счет управления в области заработной платы и премиальной политики, а также в области выплат пособий и льгот.
2. Методы дисциплинарного воздействия – штрафы, пени, неустойки, лишение премии и заработной платы.
4. группа социально-психологических методов управления
Социально-психологические методы управления – это способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития персонала, на социальные процессы, протекающие внутри него. Объектом воздействия являются духовные интересы людей – политические, моральные, национальные, семейные, культурные, карьерные и др.
Основой использования СПМУ являются социологические исследования, которые позволяют выявить систему побуждений или мотивов поведения отдельных личностей и групп.
Сбор социологической информации может проводиться с помощью:
1. интервьюирования – представляет собой сбор сведений о коллективе и его членах (состав семьи, ее бюджет, свободное время. Причины текучести кадров, производственных конфликтах и др.) Применяются для сбора информации от небольших социальных групп. Перед интервьюированием должна быть поставлена цель исследования, уточнены состав вопросов,. Их последовательность и форма постановки вопросов;
2. анкетирования – представляет собой сбор данных с помощью специальных опросных листов – анкет. Применяется в тех случаях, когда требуется получить необходимую информацию о больших коллективах, при значительно небольших затратах времени. В анкетах включают ограниченное число вопросов, которые должны быть четко сформулированы и расставлены в логической последовательности.
Интервьюирование и анкетирование направлены на изучение мнений в коллективе по тому или иному вопросу.
3. наблюдения и самонаблюдения (фотография и хронометраж рабочего дня)
наблюдение может быть долгосрочным, единовременным и периодическим.
Долговременное наблюдение позволяет получить информацию о закономерностях развития или изменениях объекта.
Единовременное наблюдение позволяет получить информацию о состоянии объекта в какой-либо данный момент времени.
Периодическое наблюдение обеспечивает получение информации через равномерные промежутки времени.
Самонаблюдение – регистрация деятельности, осуществляемая лицом, данные о котором подлежат анализу. Широко используется для определения структуры рабочего и свободного времени трудящегося.
4. социального эксперимента – метода сбора информации, предусматривающего создание специальных условий деятельности и обеспечивающего возникновение ситуации. Данные о которой являются предметом исследования.
Вся социологическая информация используется для разработки планов социального развития производственных коллективов, включающих:
• изменение социальной, квалификационной структуры коллектива;
• повышение профессионально-технического и культурного уровня работников;
• улучшения условий труда и охраны здоровья;
• повышение жизненного уровня работающих;
• удовлетворение потребностей духовного и физического развития человека.
СПМУ делятся на:
1. психологические методы управления;
2. социологические методы управления.
1. Психологические методы управления применяются для регулирования взаимоотношений между людьми и создания психологического климата в коллективе. Любой человеческий труд осуществляется под влиянием психики человека, т.е. мышления, воображения и внимания.
Выбор методов управления будет зависеть от того, к кому они применяются. К людям с низким или высоким культурным уровнем, самостоятельных или любящих подчиняться; реагирующих больше на наказания или на награды; ответственных или безответственных.
Межличностные отношения внутри каждого коллектива включают формальные и неформальные связи. Формальные связи определяются соответствующими инструкциями, положениями, должностными обязанностями; неформальные – психологическими взаимоотношениями между людьми. Эти связи формируют внутри коллектива свою иерархию отношений. Выделяются формальные и неформальные лидеры. Формальные лидеры утверждаются на основе приказа (директора, заместители, начальники, мастера); неформальные лидеры – на основе личного авторитета, уважения к ним среди окружающих.
Положение человека в коллективе и его отношение к нему выражается через удовлетворение внутренних интересов, характер и степень психологического общения, возможность проявления индивидуальности, «ролевого статуса». Однако высоким местом на «лестнице» формальной иерархии нельзя обеспечить всех и, кроме того, такое положение не может удовлетворить всех потребностей человека. Ряд потребностей можно удовлетворить только в процессе общения (уважение, признание). Поэтому необходимо создать положительную атмосферу в отношениях внутри любого коллектива.
2. Социологические методы, иначе их можно назвать правилами взаимоотношений с коллективом. К таким правилам можно отнести следующие:
1. удовлетворение желаний работников – лучший способ стимулирования деятельности;
2. «уравниловка» - разлагает коллектив, недовольными остаются лучшие работники;
3. для высокооплачиваемых категорий работников лучшим стимулом является эффектно преподнесенный подарок, отвечающий вкусу человека;
4. любая премия, размер которой менее 10% от оклада или от минимальной заработной платы не является стимулом для рабочего;
5. стимулирование должно быть гласным;
6. увеличение материального стимулирования в отрыве от морального ведет к потере его воздействия;
7. желательно установить строгий порядок поощрения (личная благодарность – доска почета – премия – повышение должности и т.д.);
8. отрицательно действует как постоянная похвала, так и постоянная поправка.
5. Стили руководства
Для успешного руководства все эти методы применяют в совокупности. В зависимости от того, какая группа методов преобладает в практике управления, отличают три стиля руководства:
1. административный или директивный стиль руководства, основанный на доминировании организационно-распорядительных методов управления;
2. демократический стиль руководства, предполагающий равномерное использование всех трех групп методов управления;
3. либеральный или попустительский стиль руководства, здесь преобладает использование социально-психологических методов управления
По стилю управления руководителей можно грубо разделить на две категории. Представителям первой (их можно назвать «крановщиками») важно добраться до источника распределения ресурсов. Им не требуется особая профессиональная подготовка, достаточно уметь регулировать интенсивность источника в соответствии с личными интересами, поскольку он обеспечивает власть и благосостояние. Главная цель их деятельности — как можно дольше удержаться на захваченном месте. Поэтому подбор в свое окружение они организуют по принципу личной преданности. Предпочтение отдается подчиненным, уступающим по уровню лидеру. Яркие индивидуальности выбрасываются из команды, поскольку в них видят угрозу своему положению. Девиз «крановщика»: «После меня хоть потоп». Часто «крановщика» не так легко распознать, в зависимости от внешних условий он вынужден в той или иной степени маскировать свои истинные цели и декларировать их, облекая в приемлемую для общества форму.
Вторую категорию можно сравнить с рачительным садовником. Их цель — оставить после себя не только цветущий сад, но и плеяду последователей, способных воспринять и развивать достигнутое. Для этой категории важно, кто будет их преемником, и поэтому они собирают вокруг себя талантливых людей.

Сравнительная характеристика методов управления

Организационно-
распорядительные Экономические Социально-
психологические
Направления
воздействия Организация труда и производства Материальный интерес Духовный интерес
Инструмент
воздействия Распорядительные акты Оплата труда. Стимулирование Формы воспитательной работы
База для выбора Логический анализ ситуации Технико-экономический анализ Социально-психологические исследования
Ограничения Соответствие правовым нормам Соответствие экономическим законам Соответствие морально-этическому кодексу
Основа механизма исполнения Организационная структура Технико-экономическое планирование Система воспитательной работы

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.