Стратегии агрегатного планирования.

Стратегии агрегатного планирования.

Агрегатное планирование – это процесс формирования сбалансированных по ресурсам производственных программ организации на плановый период и дифференциации их по отрезкам календарного периода и по отдельным структурным подразделениям организации (производствам, цехам, участкам).
Агрегатное планирование – связано с определением количеств и времени производства в среднесрочные периоды, в основном от 3 до 18 месяцев.
Главной целью всех управляющих процессов, является сокращение до минимума всех затрат, не ухудшая при этом, а наоборот улучшая качество производимой продукции.
Задачи, которые решаются при агрегатном планировании, являются пропускная способность, уровень загрузки, последовательность выполняемых операций, связи различных подразделений предприятия между собой и согласованность работы.
Существует несколько вопросов, на которые менеджер должен ответить, когда он приступает к разработке агрегатного плана:
1) должны ли использоваться запасы (заделы), чтобы отреагировать на изменения спроса в течение планового периода?
2) должны ли изменения спроса сопровождаться изменениями в численности работников путем их приема и увольнения?
3) должны ли применяться сверхурочные работы либо, наоборот, в период снижения спроса допустимы простои?
4) должны ли использоваться субподрядчики в период пика спроса с тем, чтобы сохранить без изменений основную численность работников?
5) должны ли меняться цены или применяться другие способы стимулирования спроса?
Все эти стратегии планирования доступны для менеджмента. Они включают манипулирование запасами (заделами), темпом производства, уровнем использования труда, производственными мощностями и другими управляющими параметрами. Когда во времени изменяется только один параметр, имеет место так называемая чистая стратегия. Обычно используется комбинация стратегий для того, чтобы достичь лучших результатов планирования. Тогда речь идет о смешанной стратегии. Рассмотрим подробнее восемь чистых стратегий. Первые пять из них называются пассивными стратегиями, так как они не предусматривают воздействия на спрос, а только реагируют на его изменения, управляя внутренними ресурсами предприятия. Последние три являются активными стратегиями, прибегая к которым предприятия пытаются воздействовать на характер спроса на протяжении планового периода.
Существует следующая классификация стратегий агрегатного планирования:
1. Чистые стратегии – это стратегии, когда во времени изменяется только одна переменная. К таким относятся:
 Управление уровнем запасов;
 Варьирование численности рабочих наймов и увольнением;
 Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев;
 Субподряд;
 Использование временно нанимаемых рабочих;
 Воздействие на спрос (реклама, приемы продвижения товаров, увеличение персональных продаж, снижение цен);
 Задержка выполнения заказа в период высокого спроса;
 Производство разносезонных изделий.
2. Смешанные стратегии, которые используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий действительности производственный план.
Хотя каждая из чистых стратегий может привести к рациональному агрегатному плану, комбинация их (называемая смешанной стратегией) часто срабатывает лучше, приводит к получению плана, более соответствующего действительности. Например, предприятие может использовать в качестве стратегии следующую комбинацию подходов: сверхурочное время, субподряд и управление уровнем запасов. Очевидно, что существует множество различных возможных комбинаций стратегий, анализ которых представляет для менеджера важнейшую профессиональную задачу. Тем более что отыскание так называемого оптимального агрегатного плана не всегда очевидно и гарантировано.
Выбор смешанной стратегии будет иным для сервисных фирм, так как они не могут создавать запасы. Субконтракт, как отмечалось, может привести к усилению позицией конкурентов. Поэтому сервисные фирмы обычно строят агрегатные планы, основанные на изменении численности и/или расстановки персонала. Они осуществляют это с помощью перекрестного многопрофильного обучения и ротации персонала, изменяя рабочее расписание, а также используя временный персонал.
Планирование уровня производственных мощностей является одной из важных смешанных стратегий. В соответствии с ней предприятия ориентируются на агрегатные планы, в которых дневные мощности из месяца в месяц одинаковы. В результате производственные системы поддерживаются на одинаковых нормативных уровнях, а товарные запасы меняются, выравнивая разницу в месячном спросе и объеме производства. В то же время частичный баланс достигается за счет частых и оперативных перемещений работников по рабочим местам внутри предприятия. Философия этих предприятий такова: постоянная занятость обеспечивает требуемое качество продукции, уменьшает число невыходов на работу, текучесть кадров, а также вовлекает большее число работающих в сотрудничество с фирмой для достижения общего выигрыша. Планирование уровня производственных мощностей обеспечивает снижение затрат на производство в большей степени, чем другие стратегии: отмечается прямая связь этого подхода с повышением квалификации рабочих, снижаются затраты на прием и увольнение, оплата сверхурочных работ. Общая концепция этой стратегии используется в системе Toyota. В частности, она находит отражение в процедуре «выравнивания» на ее первом среднесрочном этапе.
Преимущества и недостатки восьми указанных стратегий показаны в табл. 1.
Стратегии Преимущества Недостатки Примечания
1. Изменение уровня запасов (заделов). Производство запасов в периоды спада уровня спроса в расчете на его будущий рост Изменение численности рабочих практически отсутствует; выравнивания производственного процесса не требуется Рост затрат на содержание запасов, связывание оборотных средств, возможные потери; при неожиданном увеличении спроса - возникновение дефицита Стратегия может быть"использована на производстве, если продукт не скоропортящийся, но не в сервисе, где создать запас услуг невозможно
2. Изменение численности рабочих (их прием и увольнение) в соответствии с колебаниями спроса Позволяет приспособиться практически к любым колебаниям спроса с небольшой задержкой на адаптацию работников Значительны затраты, связанные с приемом и увольнением, и затраты на обучение рабочих Используется там, где требуется низкоквалифицированный труд, а в регионе есть свободные трудовые ресурсы
3. Использование сверхурочных работ или времени простоев Позволяет приспособиться к небольшим колебаниям спроса и избежать затрат на прием и увольнение рабочих Дополнительные выплаты за сверхурочную работу, снижение производительности и потеря качества из-за усталости рабочих Используется в ограниченных масштабах, возможно возникновение социальных конфликтов в коллективе
4. Субподряд Обеспечивает практически неограниченную гибкость Потеря контроля качества и сроков, снижение выручки и возможные потери заказчиков в будущем Используется главным образом в производственной сфере
5. Использование временных рабочих Требует меньших затрат и более гибок по сравнению с использованием постоянных рабочих Высокие затраты на прием, увольнение и обучение новых рабочих; возможное снижение качества работ Годится для низко-квалифициро ванных работ и территорий с избыточной рабочей силой
6. Варьирование спроса с помощью рекламы, цен и пр. Выравнивает во времени интенсивность потока покупателей Ненадежность в обеспечении спроса: трудно добиться точного согласования величины спроса и возможностей его удовлетворения Укрепляет идеи рынка; требует наличия на предприятии эффективной службы маркетинга
7. Задержка в выполнении заявок в периоды высокого спроса (создание очереди заказчиков) Позволяет избежать многих проблем и поддерживать производственные мощности на постоянном уровне Опасность потери заказчиков, так как они могут обратиться к конкурентам Требует установления регламента обслуживания очереди
8.Сочетание раз-носезонных продуктов (сервиса) Более полное использование ресурсов, возможность избежать однообразия и монотонности труда рабочих Может потребовать более высокой квалификации рабочих или использования более разнообразных ресурсов Сложность нахождения продуктов, противоположных по сезону использования, близких по условиям производства и обеспечивающих примерно одинаковый объем выпуска
Агрегирование и дезагрегирование.

Агрегирование (aggregative, principle of system-building) – объединение, укрупнение показателей по какому либо признаку. Сущность агрегирования состоит в соединении однородных элементов в более крупные.
Среди способов агрегирования можно выделить:
 сложение показателей;
 представление группы агрегируемых показателей через их среднюю величину;
 использование различных взвешивающих коэффициентов;
 использование бальных оценок.
Процесс, обратный к агрегированию, называется дезагрегированием, реже разагрегированием, разукрупнением.
В экономико-математических моделях применение агрегирования вызвано тем, что ни одна модель не в состоянии вместить всего многообразия реально существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей. Даже крупноразмерные модели, насчитывающие десятки тысяч показателей, неизбежно являются продуктом агрегирования. В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а их число уменьшается. Но при этом часть информации теряется и приходится вести расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей. Например, при сведении воедино заказов на материалы неизвестно, каких именно марок и размеров они нужны каждому заказчику. Поэтому всегда необходимо сопоставлять выгоду от сокращения расчетов с ущербом, который наносится потерей части информации. Особенно затруднено агрегирование в динамических моделях, поскольку с течением времени меняется соотношением элементов, входящих в укрупненную группу, т. е. возникает структурная неоднородность.
Агрегирование имеет большое значение в модели межотраслевого баланса, где оно предполагает объединение различных производств в отрасли, продуктов — в обобщенные продукты и укрупнение, таким образом, показателей балансовых расчетов. Межотраслевой баланс обычно оперирует «чистыми отраслями», т. е. условными отраслями, каждая из которых производит и передает другим отраслям один агрегированный продукт. Количество их в модели ограничивается вычислительными возможностями и некоторыми обстоятельствами математического характера, а также подготовкой данных. Однако, в принципе, чем больше детализация межотраслевого баланса, тем он лучше отражает действительность, тем точнее расчеты.
Агрегирование в межотраслевом балансе возможно двух типов — вертикальное и горизонтальное. Первое означает объединение продукции по технологической цепочке. Например, в соответствии с этим принципом в одну группу можно объединить железную руду, чугун, сталь, прокат. Тогда отрасль дает потребителям один продукт — прокат. При этом все показатели (прежде всего затраты) относятся на избранную единицу агрегированного продукта.
При горизонтальном агрегировании в одну группу объединяются продукты, сходные между собой по экономическому назначению или по техническим условиям производства.
Дезагрегирование — процедура, противоположная агрегированию, применяется в случае перехода к более мелким элементам при описании какого-либо объекта, по отношению к которым единицы исходного описания представляют агрегаты, либо к показателям, характеризующим такие элементы, вместо показателей, соответствующих их агрегатам в исходном описании. Целесообразность дезагрегирования всегда обусловлена желанием или необходимостью получить более детальное, чем исходное описание. Однако использование дезагрегированного описания может быть сопряжено с такими трудностями, как:
 рост размерности;
 ухудшение статистических характеристик данных;
 усложнение интерпретационных задач.















Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.