Постель, в которой спишь

Один из самых потрясающих фильмов за всю историю кино, настоящая поэма, рассказанная языком киноискусства. Это последний фильм Джоста из недолгого сотрудничества с продюсером Генри С. Розенталем, получивший на Берлинском кинофестивале премию экуменического жюри. Фильм и правда порой кажется божественным откровением, донесённым из небесных сфер, словно та явно неслучайная встреча главного героя с заезжим проповедником, призывавшим его покаяться за собственные грехи. На что герой привычно предложил ему деньги, ведь именно на товарно-денежных отношениях основана не только современная Америка, но и весь мир.

Джон Джост добивается почти гипнотического эффекта, снимая негромкое, неспешное и абсолютно атмосферное кино, в котором не просто так цитируются строки из Апокалипсиса — работа Джоста и в самом деле кажется последним предостережением человечеству, пока ангел не снял седьмую печать и семь ангелов, имеющих семь труб, не приготовились трубить. Замечательный актёр Том Блэйр уже в третий раз исполняет главную роль в фильме Джоста. Хотя это не совсем так. Играть могут Джордж Клуни или Том Круз, а он живёт своим героем, хозяином лесопилки, вроде бы добропорядочным семьянином, хорошим начальником, переживающим за своих работников, ведь лесопилку могут закрыть из-за протеста зелёных. Он обычный, ничем не примечательный человек, такой же, как многие другие, пока однажды семейную идиллию не разрушает письмо дочери-студентки, которая пишет, что не вернётся домой и что отец когда-то к ней сексуально домогался. Причём Джост сознательно не проясняет ситуацию — было или нет домогательство к дочери. Возможно, она всё это придумала в силу переходного возраста и психических проблем. Но гораздо важнее мотив о насилии над окружающим миром, неслучайно фильм начинается с показа зелёных деревьев, и вот уже их трупы перерабатывают на древесину. Одухотворённое, высокохудожественное изображение живой природы сочетается с мелкими интересами Рэя, который упорно жаждет увеличения заказа, дабы ещё больше повалить леса в округе. Один из самых страшных кадров — кладбище спиленных деревьев, намного страшнее уничтоженных Саруманом друзей Энта. Ведь то сказка, а это реальность. Мёртвенный пустынный пейзаж, словно раны на теле матери-Земли, вопиет к Господу не меньше, чем камни, если пользоваться библейскими ассоциациями.

Джон Джост тонко, как он это умеет, с сочувствием изображает драму главного героя, чей налаженный быт трещит по швам из-за письма дочери. Он понимает, что его жена уже не верит ему, хоть и требует, чтобы он сказал правду. Сам же Рэй впервые осознаёт, что, возможно, настоящей любви и не было, а была привычка жить вместе, и что он в трудную минуту остался один, беспомощный, словно дерево перед топором лесоруба. Постановщик при помощи последовательного монтажа сопоставляет людей с деревьями, которых чья-то прихоть выдёргивает из земли и перепиливает на доски. Люди также теряют почву под ногами, рассыпаются все казавшиеся прочными связи. Человек остаётся один, перед лицом неумолимой вечности, образом чего выступают небеса, которые долго будут отражаться на лобовом стекле машины Рэя, когда он едет к месту своего последнего пристанища. Нужны Развивающие Занятия и Игры Для Детей советуем посмотреть здесь.

Элегическое настроение фильма одновременно и плач по бесконтрольно уничтожаемым деревьям, вообще окружающему миру, больше всего страдающему от деятельности человека, и в то же время реквием по отдельно взятым людям, творящим худое вовсе не из зловредности. Рэй ведь искренне не понимает то зло, что причиняет миру, вроде бы заботясь, чтобы работники и дальше могли обеспечивать свои семьи, работая на лесопилке. И режиссёр не делает из этого однобокий вывод, что надо закрыть все лесопилки и разогнать людей. Он понимает, как устроен мир, и что добро в одном направлении оборачивается злом в другом. Порой в этом видится даже закон кармы. И произошедшее с Рэем и его семьёй — всего лишь как последствия как действий, неизбежный итог вмешательства в бытие мира.

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.