Жилищная политика Казахстана (диплом)

ВВЕДЕНИЕ

С начала проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства реорганизованы предприятия естественной монополии, из их состава выведены подразделения не относящиеся к их основной деятельности и зачастую убыточные. Эти меры позволили снизить затраты предприятий монополистов, что в свою очередь положительно повлияло на тарифы на продукцию предприятий монополистов.

Проведена демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. Создан и развивается конкурентный рынок жилищно-коммунальных и других услуг по эксплуатации жилого фонда (по сбору, вывозу и переработке мусора, техническому обслуживанию внутридомовых инженерных сетей и оборудования, эксплуатации антенн, ремонтно-строительным работам и т. д.), что способствует объективному снижению цен на оказываемые услуги и повышению их качества.

Утвердилось и развивается самоуправление в жилом фонде в виде кооперативов собственников квартир. Как и во всяком новом явлении здесь есть и достижения и недостатки. В настоящее время управлением и эксплуатацией многоквартирными жилыми домами занимается около 5,0 тысяч КСК, объединивших 93% собственников квартир, выступающих от имени жильцов в решении жилищно-коммунальных проблем, защищающих их интересы.

С образованием КСК собственники квартир получили возможность участвовать в управлении своим домом. Теперь они самостоятельно определяют и утверждают размеры сборов, необходимых для содержания жилого дома в соответствующем техническом состоянии и благоустройства придомовой территории. Имеют право выбора на конкурентном рынке организаций для проведения жилищно-эксплуатационных или ремонтно-строительных работ, либо выполнять эти работы своими силами.

Одним из инициаторов реформы в жилищно-коммунальной сфере является Антимонопольный комитет. Он разрабатывает и принимает меры по развитию и углублению реформы, осуществляет постоянный мониторинг происходящих процессов. С тем, чтобы каждый житель мог ощутить положительные последствия реформы через улучшение жилищных условий.

В этих целях Комитетом разработан пакет нормативных документов, позволяющих эффективно осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий монополистов, строить взаимоотношения КСК с предприятиями, поставляющими коммунальные и другие услуги.

Жилищная политика до начала реформы представляла собой централизованное распределение всех ресурсов, государственную монополию на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, субсидирование деятельности жилищно-эксплуатационных организаций, контроль над размером квартирной платы и была направлена на создание и развитие единственной формы жилья – государственной.

В процессе приватизации население стало собственником квартир, при этом крыши, подъезды, подвалы с находящимися в них инженерными коммуникациями продолжали оставаться собственностью государства.

Целью жилищной реформы стал переход к рыночному регулированию отношений в жилищном секторе и создание качественно нового собственника в многоэтажных жилых домах.

После выхода Закона РК «О жилищных отношениях» права собственников распространились на все многоэтажное здание – каждый собственник стал обладателем не только принадлежавшей ему квартиры, но и соответствующей доли в общем имуществе и земельном участке, т. е. членом кондоминиума. Таким образом, став членом кондоминиума, каждый собственник в настоящее время получил право и обязанность солидарной ответственности за содержание и эксплуатацию жилого фонда.

Одним из основных элементов управления недвижимостью КСК является управление финансами, которое должно включать: подготовку годового бюджета, сбор доходов, контроль за тем, чтобы доходы не превышали расходы, оплата всех счетов, при условии удовлетворительного качества работ и услуг, обеспечение правильного проведения всех финансовых операций, оценка финансовых результатов и технического состояния жилого фонда для корректировки бюджета.

Актуальность проблемы совершенствования хозяйственной деятельности КСК в условиях рыночных отношений предопределило выбор темы данной работы.

Целью данной выпускной работы является анализ и перспективы развития предприятия жилищного сектора (КСК).

Для достижения поставленной цели необходимо выполнения следующих задач:

рассмотреть проведение реформы жилищного сектора;

- провести анализ хозяйственной деятельности КСК;

выработать рекомендации по совершенствованию развития КСК;

на основе изученных и проанализированных данных сделать общий вывод по данной теме.

Объектом исследования явилось КСК «Металлург-4». Предметом является текущее состояние и перспективы развития жилищного сектора.

Исследование проводилось сравнительным и факторным методом анализа. Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку.

Основными источниками для исследования данной проблемы послужил ряд различной литературы: нормативно-правовая (Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», Закон Республики Казахстан «О банкротстве» и другие), а также научная литература таких авторов, как: Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности», Любушин Н.П., Лешева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ «Финансово-экономической деятельности предприятия», Бердникова Т.Б.


1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В ЖИЛИЩНОМ СЕКТОРЕ

1.1 Основные этапы реформирования жилищного сектора в Республике Казахстан

Жилищная реформа в Казахстане оказалась одной из самых сложных и болезненных, которые когда-либо проводились в республике. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства нашей республики происходило в условиях сильной инфляции, спада производства и усиления экономической защищенности населения.

Надо отметить, что и в предшествующий период она по многим направлениям развивалась в Казахстане более динамично, чем в России. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства обуславливалось объективными законами рыночной экономики.

После проведения в республике массовой приватизации жилого фонда (было приватизировано примерно 93,7% квартир) сложилась ситуация, когда у каждого жилого дома появилось два хозяина.

Квартиры стали собственностью жильцов, а инженерные сети, подвалы, крыши, подъезды, придомовая территория остались в собственности государства. В результате чего жилой фонд оказался практически без хозяина.

Деньги, собираемые службами жилищно-коммунального хозяйства, зачастую использовались не по назначению. В то же время в большинстве домов десятками лет не проводился ремонт не только капитальный, но и текущий, жилой фонд постепенно приходил в ветхое, а то и аварийное состояние.

Можно ли было дальше терпеть такое положение? Нет, конечно. Без собственника домов сохранить жилье в республике – дело безнадежное.

В 1993 г. был издан Указ Президента Республики Казахстан «О новой жилищной политике», так как к 1993 году предельно обострился и кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве страны.

Кроме означенных документов, правовой базой реформирования являются принятые правительством в 1997 году Постановления «О переходе на новые принципы оплаты содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг» и «О демонополизации жилищно-коммунального хозяйства и упорядочении расчетов за коммунальные услуги». Первостепенным вопросом реформирования жилищно-коммунальной сферы на первом этапе являлось перевод содержания и эксплуатации жилого фонда на бездотационную основу, появления у населения реальной возможности выбора поставщика услуг по содержанию жилью, преодоление монополизма в расчетах за коммунальные и эксплуатационные услуги в регионе. Содержание жилого фонда – это оплата расходов по обслуживанию внутридомовых сетей (водоснабжения и канализации, теплоснабжения), ремонт крыш, подъездов, уборка придомовой территории и прочее. Кроме того, реформа направлена на улучшение качества услуг в коммунальной сфере и снижение издержек предприятий коммунального хозяйства.

Согласно первому постановлению, планировалось обеспечить в 1996 году поэтапный переход к тарифам на жилищно-коммунальные услуги до уровня, покрывающего издержки организаций, оказывающих эти услуги:

1 этап: с 1 апреля по 1июля 1996 года - население оплачивает 50 процентов себестоимости жилищно-коммунальных услуг;

2 этап: с 1июля по 1 октября 1996 года – население оплачивает 75 процентов себестоимости жилищно-коммунальных услуг;

3 этап: после 1 октября 1996 года – устанавливаются тарифы на уровне, покрывающем издержки организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Так же было установлено, что в срок до 1 октября 1996 года необходимо провести инвентаризацию жилищного фонда с целью выявления аварийного и ветхого жилья, подлежащего сносу или капитальному ремонту.

Переход на полное покрытие затрат на жилищно-коммунальные услуги населением был осуществлен в Казахстане в течение менее чем одного года. В начале 1996 г. ситуация по своим основным параметрам во многом была аналогична российской. Население оплачивало в среднем 30% затрат на жилищно-коммунальные услуги, причем этот уровень существенно варьировался по регионам. Так, платежи населения в затратах на отопление составляли в различных населенных пунктах от 3,3 до 75%. Затраты на дотирование коммунальных услуг доходили до 10% областных бюджетов и направлялись в основном на возмещение разницы в ценах на отопление и горячее водоснабжение.

В 1996 г. тарифы на оплату коммунальных услуг для населения в среднем по республике увеличились: по отоплению – более чем в 7,4 раза; по горячему водоснабжению – в 15,4 раза; по холодному водоснабжению – в 7,4 раза; по газоснабжению – в 1,3 раза [30]. ЖКХ было переведено на бездотационный режим функционирования.

Повышение размера платы за содержание жилья и жилищно-коммунальные услуги осуществлялось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления адресных пособий малообеспеченным слоям населения за счет средств местных бюджетов. Для этого в пределах лимита численности работников исполнительных местных органов созданы службы жилищных пособий.

Установили доли предельно допустимых расходов семьи на оплату содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг в размере 30% от совокупного дохода семьи.

Второе из постановлений – первый шаг по разрушению монополизма и созданию конкуренции там, где раньше квартиросъемщик был бессильным перед ростом цен.

Демонополизация предприятий жилищно-коммунального хозяйства предусматривала создание кооперативов собственников квартир (КСК). 27 мая 1996 Правительством РК принято постановление «О мерах по развитию потребительских кооперативов собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах», в соответствии с которым, в целях управления содержанием, эксплуатацией и обслуживанием жилого многоквартирного дома, включая части дома, находящиеся в раздельной и общей собственности, а также придомовой земельной территории, закрепленной в установленном порядке за домом.

Под давлением властей процесс образования кооперативов собственников квартир, аналогичны товариществу собственников жилья или кондоминиуму в России, (КСК) в республике резко ускорился и приобрел достаточно массовый характер, на 1 апреля 1997 года было зарегистрировано 3700 КСК, процент охвата домостроений составил 83%, но главное не в этих цифрах. Жители домов, вошедших в КСК, стали хозяевами своих домов, получили право самоуправления. Все вопросы по содержанию и эксплуатации дома решаются на общем собрании, каждый собственник квартиры имеет право контроля над расходованием вкладываемых им средств. Это неизбежно приводит к росту ответственности каждого за надлежащее содержание жилого фонда. И надо быть уверенным, что при сложившейся ситуации это подтолкнет людей к изыскиванию дополнительных средств на содержание зданий.

Радикальные реформы коснулись и предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Поэтому среди этих предприятий, которые не являются естественной монополией, образовалась конкурентная среда, что привело к снижению цен на рынке услуг, предоставляемых КСК и физическим лицам. Имеются в виду ремонтные работы, техническое обслуживание коммуникаций и др. Впервые стало возможным реализовать законодательную норму о праве потребителей на выбор товара и услуг. Уже десятки кооперативов собственников квартир научились проводить тендер (конкурс) при заключении договора на ремонтные работы, техническое обслуживание, вывоз мусора, уборку территории. Выбирают тех, кто выполнит эти работы и дешевле, и качественнее, и своевременно.

Что касается обслуживания жилья, то предполагалось, что КСК смогут осуществлять его собственными силами, привлекая своих членов к выполнению этих функций. Выделение из единой структуры ЖКХ предприятий – естественных монополистов и выведение из их структур подразделений, не относящихся к их основной деятельности, позволяет антимонопольным органам вести тщательный контроль над составом затрат и всерьез контролировать тарифы на эти услуги (горячая, холодная вода, тепло, газ, электроэнергия). Начался процесс приватизации коммунальных предприятий.

Продолжением жилищной реформы является установка счетчиков и переход от расчетов за квадратные метры в расчете за фактический расход, исходя из показаний приборов учета. Опыт показывает, что, когда устанавливается счетчик, оплата снижается на 30-50 процентов.

Помимо вышеозначенного, одна из важных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства – «очищение» себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунальной сферы от дополнительных затрат.

Так, был введен жесткий контроль за затратами, включаемыми предприятиями, оказывающими коммунальные услуги в свои цены; ликвидированы созданные при предприятиях жилищно-коммунальной сферы малые предприятия; снимались с баланса коммунального баланса паспортные столы.

В процессе реформирования жилищно-коммунальных правоотношений, как уже отмечалось выше, в первую очередь лежат меры, направленные на снижение издержек при производстве жилищно-коммунальных услуг за счет демонополизации отрасли и создания в ней конкуренции, внедрения ресурсосберегающих технологий, материалов, оборудования, установки приборов учета и регулирования потребления тепла, воды, газа, образования на местах центров по оплате жилья и коммунальных услуг.

В конечном итоге реализация жилищной политики, основанной на постепенном уменьшении роли государства в финансировании содержания жилья и предоставления коммунальных услуг и отхода от монопольной функции ее собственника, потребовала:

введения последовательного снижения выделения адресных компенсаций и пособий за наем, эксплуатацию и содержание квартир;

изменение утвердившегося в сознании населения отношения к жилью как к благу, бесплатно предоставляемому государством, на стремление приобрести жилье в собственность по личному выбору с учетом своих возможностей;

косвенного регулирования через системы финансовых и экономических рычагов цен на эксплуатационные затраты;

создания условий для привлечения в жилищную сферу граждан и юридических лиц.

Практически повсеместно завершен поэтапный переход к бездотационному жилищно-коммунальному хозяйству. Реформа в жилищной сфере является неотъемлемой и важнейшей частью макроэкономической стабилизации и структурных изменений. Это обусловлено тем, что жилищный сектор составляет довольно значительную часть всей экономики, учитывая это жилищная реформа приобретает первоочередное значение.


1.2 КСК – основной вид жилищно-эксплуатационного предприятия

Целью создания кооператива собственников квартир является обеспечение должного содержания жилых площадей, всего здания и прилегающего земельного участка, организация предоставления коммунальных услуг членам кооператива и защита их интересов как потребителей коммунальных и других услуг. Подобные кооперативы должны были формироваться на добровольной основе, хотя в случае принятия решения о создании кооперативов устанавливалось обязательное членство в нем всех собственников жилых и нежилых помещений в здании. Кооперативы должны были находиться в равных условиях с муниципальным жильем с точки зрения предоставления дотаций из местного бюджета, тем самым их создание не предполагало резких изменений в уровне оплаты жилья и коммунальных услуг для проживающих в доме. Одновременно кооперативы могли получать дополнительный доход от сдачи в аренду нежилых помещений и использовать его на цели благоустройства.

Созданные кооперативы собственников квартир являются юридическими лицами, имеет свой баланс, расчетный и иные счета в банках, личную печать, угловой штамп, фирменные бланки, имеет право от своего имени заключать договоры и нести обязательства. КСК имеет право заниматься коммерческой деятельностью, не противоречащей законодательству Республики Казахстан и уставу КСК, и при этом сумму вырученных средств направлять на развитие КСК.

Кооператив собственников помещений (квартир) - некоммерческое объединение собственников помещений (квартир) в жилом многоквартирном доме (домах), создаваемое с целью управления объектом кондоминиума.

По законодательству Казахстана кондоминиум - это особая форма собственности в жилых многоквартирных домах и иных зданий, при которой сочетаются раздельная (индивидуальная) собственность на квартирные и иные помещения и общая собственность на места общего пользования, в том числе на земельные участки.

Кооператив может быть образован только из жильцов конкретного дома или домов – собственниками квартир, но ни в коем случае какими-то посторонними людьми.

Как уже отмечалось, основной обязанностью кооперативов является организация управления, содержания и эксплуатации здания и территорий посредством заключения контрактов с наиболее выгодными поставщиками коммунальных услуг (включая городские службы и частных подрядчиков), или посредством найма своих собственных работников. Кооператив не несет ответственности за ремонт отдельных квартир, так как они находятся в частной собственности жильцов.

Управление кооперативом обычно включает в себя шесть объектов управления:

окружающая среда;

собственность;

общие площади;

коммуникации;

финансы;

общее управление делами кооператива.

Владельцы квартир обязаны выплачивать кооперативу свою долю общих расходов в соответствии с размером квартиры. Размер оплаты за общие расходы будет определяться в бюджете, который принимается собственниками на общем собрании. Если члены кооператива не вносят плату, то после соответствующих предупреждений и по прошествии установленного срока, кооператив имеет право взыскать с собственника квартиры, где проживают нарушители, в судебном порядке. Если член кооператива может предоставить какую-то необходимую кооперативу услугу, то она включается в бюджет, и он может быть освобожден от уплаты определенной доли своего взноса за счет предоставления этой услуги.

КСК как организация, созданная в целях совершенствования жилищно-коммунальных отношений, с одной стороны, выступает в качестве потребителя товаров, работ и услуг всевозможных поставщиков и подрядчиков, с другой стороны, является посредником между членами КСК и поставщиками коммунальных и прочих услуг населению, т.е. КСК теперь имеет выбор в заключение договоров на обслуживание жилого фонда.

Договорные отношения сторон – КСК и предприятия по обслуживанию жилого фонда – регламентируются Гражданским кодексом РК.

Кооперативы могут использовать придомовые земельные участки по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил. Это означает, что они могут его не только благоустраивать, но и распоряжаться на нем по-хозяйски (разместить на этой территории детскую площадку, летний кафетерий, ограничивать на нем движение и стоянки автомобилей).

С согласия собственников квартир кооператив может использовать свои подвалы и другие подсобные помещения в предпринимательских целях, зарабатывая средства на содержание и ремонт дома (сдать в аренду подвал, открыть в подвальном помещении столярную мастерскую или спортивный клуб).

Теперь жильцы через свои КСК обязаны самостоятельно и без руководства со стороны властей и без участия госбюджета полностью нести собственные расходы по содержанию своего собственного жилья. При этом следует уточнить, что под жильем мы теперь понимаем собственно жилые дома и прилегающие к ним земельные участки

Сегодня уже многие КСК пытаются при доме открыть что-то вроде летних площадок-кафе, детских платных клубов, слесарных мастерских, мастерских прикладного творчества с привлечением надомного труда своих членов. И это только начало.

Конечно, КСК, как малый и средний бизнес, нуждаются в поддержке со стороны местной и республиканской власти.

Сегодня остро стоит вопрос о выделении КСК придомовых территорий, который тормозится органами Госкомзема, не желающими снизить расценки на составление документами по передаче придомовых участков КСК. Надо глубже, по государственному, рассмотреть этот вопрос. Что такое для КСК придомовая территория? Это не только полоска тротуара, по которой люди могут пробраться в свои квартиры или посадить цветы и поставить скамейку, это возможность для граждан перестать быть просителями в различных инстанциях по проблемам, связанным с ремонтом пришедшего в ветхость жилья. Передав КСК придомовые территории, государство даст им возможность заняться малым предпринимательством. Конечно, на 100% эту проблему ремонта жилого фонда не решить, но около многих и многих домов имеется вполне достаточная территория для оборудования на ней, например, летнего кафе, подземного гаража, установки платных игровых аттракционов. Ведь ни для кого не секрет, что большинство жителей не в состоянии вкладывать крупные суммы в ремонт зданий, а ремонтировать их необходимо, или через несколько лет на улицах наших городов появятся вынужденные бомжи, ставшие ими вследствие разрушения жилого фонда. В соответствии с недавно утвержденным Правительством республики «Порядком предоставления земельных участков собственников помещений кондоминиумов» начата работа по закреплению за КСК прилегающих дворов и внутриквартальных проездов.

Теперь КСК не только будут нести ответственность за санитарное содержание и благоустройство этих территорий, но и смогут самостоятельно распоряжаться своими земельными участками. Ни частные предприниматели, ни даже городские власти без согласования с КСК не имеют право построить на их земле гаражи, поставить киоски или использовать участок каким-то другим образом.

Остро стоит вопрос выживания КСК и вообще роста социальной напряженности с повышением тарифов на коммунальные услуги (горячая, холодная вода, тепло, газ, электроэнергия), но резерв по снижению затрат, на наш взгляд, существует и при сложившейся экономической ситуации.

Правлению КСК предложено в целях снижения затрат, объявлять конкурс по найму технических работников, проводить тендер на заключение договора на техническое и аварийное обслуживание. Правление КСК обязано предоставлять каждому члену кооператива полную информацию о своей деятельности – цели ежемесячных или разовых сборов с указанием перечня планируемых или осуществляемых расходов, состав и размер должностных окладов правления КСК, перечень всех видов услуг, на которые собственник вправе претендовать (Приложение А).

Кроме того, кооперативы собственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а, следовательно, определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели, и привлекать дополнительные источники финансирования. Кооперативы собственников жилья прямо заинтересованы в установке приборов индивидуального учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов, так как зачастую реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу. Кроме того, комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимый КСК, позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов. Члены КСК привыкают экономно относиться к предоставляемым услугам, поскольку реально видят связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде и в частности в отдельных приватизированных квартирах.


1.3 Организационно-экономические проблемы КСК

Часть проблем кооперативов собственников квартир носят сезонный характер. Об этом говорят многие председатели КСК. Чем ближе зима, тем острее становится проблема отопления в многоэтажных домах. В осеннее, дождливое время — и весной – во время таяния снегов дает о себе знать плохая кровля. Летом – подвальные помещения, в которых необходимо проводить дезинсекцию. Но перевешивает все упомянутые вопросы поступление платежей от жильцов. По словам руководителей КСК, эта проблема – самая главная.

Неустойчивая финансовая база кооперативов собственников квартир не позволяет сохранить и самостоятельно содержать жилищный фонд организациям. Не получается также и вовремя и полностью выплачивать заработную плату работникам КСК. Даже, несмотря на ее, относительно небольшие размеры. По словам руководителей кооперативов, многие квалифицированные сотрудники попросту уходят на другую, хорошо оплачиваемую работу. И ничего сделать с этим председатели организаций не могут. Жильцы же, как показывает практика, стараются не обращать внимания на трудности, которые возникают в работе их кооператива.

Основной, и, пожалуй, самой актуальной проблемой КСК нашего города остается сохранение и содержание жилищного фонда. Дело это не из легких. В первую очередь, необходимы финансовые средства, изыскать которые председателям КСК далеко не всегда удается. Существует ряд причин. Одна из них неплатежеспособность населения. Вторая — тарифы, утвержденные ещё 6 лет назад. Время идет, а цены на услуги остаются прежними.

Естественно, что все проблемы влияют на другую работу кооперативов собственников квартир. Неустойчивая финансовая база не позволяет вовремя выплачивать заработную плату работникам КСК. Даже несмотря на ее относительно небольшие размеры. В частности, у слесаря сегодня она составляет в среднем 8 000 тенге, тогда как зарплата такого же специалиста в предприятии коммунального хозяйства превышает сумму в 15 000 тенге. Эти цифры являются ответом на другой вопрос: почему происходит текучесть кадров в КСК?

Особенно насущна в наступившие холода другая проблема. Мороз загоняет в подъезды многоэтажных домов не имеющих своего крова людей. Бомжи не ограничиваются лишь ночевкой в незнакомом подъезде. Руководители кооперативов утверждают, что каждое такое посещение, как правило, заканчивается пропажей отдельных частей коммунальной сети.
Состояние кровли, подвальных и инженерных сетей во многих домах заставляет задуматься об угрожающем состоянии жилищного фонда. Так считает Другов В.Н. Дело в том, говорит председатель КСК «Металлург-4»,что во главе кооперативов нужны грамотные люди. Нередко же происходит, что на эту должность устраиваются желающие просто подзаработать, не заботясь при этом о состоянии домов, отданных им под ответственность. Естественно, что благотворного влияния на состояние жилищного фонда это не оказывает. Особенно тогда, когда жильцы в проблемы кооперативов стараются не вникать. Жильцы довольно неохотно принимают участие в работе своих кооперативов. В этом мнении сходятся практически все председатели КСК. В связи с этим, предложения по распределению финансовых средств, ремонту домов и проведению каких-либо праздничных мероприятий приходится выдвигать самому руководству кооперативам. И лишь потом, да и то нечасто, в дело вступают жильцы.

Но проблемы в КСК существуют, и настолько существенные, что даже президент сделал выговор правительству, что они не решаются. Жилищный фонд стареет, а фактически никаких работ по капитальному ремонту не производится, постоянная проблема неплатежей приводит к большой текучке кадров в КСК и страдает текущее обслуживание. Конфронтация жителей и председателей КСК приводит к постоянным скандалам.

И самой важной проблемой КСК все признали то, что правление КСК, а чаще всего лично председатель одновременно исполняет функции заказчика и исполнителя работ, не предоставляя собственникам квартир информацию о поступлении и расходовании денежных средств, вследствие чего жильцы попросту отказываются финансировать эти неизвестные расходы.

Независимая исследовательская компания “КОМКОН-2 Евразия” провела телефонный опрос жителей Казахстана. Темой опроса стали отношения квартиросъемщиков с кооперативами собственников квартир (КСК). В опросе участвовало 400 человек из Алматы, Караганды, Усть-Каменогорска, Костаная и Атырау в возрасте от 16 лет и старше.

52,5% высказали неудовольствие работой своего КСК. В то же время 44,6% отметили, что работу своего КСК считают удовлетворительной. 3% затруднились дать ответ. Из тех опрошенных, кто недоволен работой своего КСК, 30% считают, что кооперативы не работают как надо и занимаются неоправданными поборами. 28,5% вменяют в вину КСК то, что они не реагируют на жалобы жильцов. 20,8% полагают, что система КСК не дает возможности справедливого учета расхода воды и других коммунальных услуг. 20,3% уверены, что с появлением кооперативов собственников квартир бытовых проблем стало больше. 14,3% заявили, что руководство КСК присваивает себе деньги квартиросъемщиков (ответы многозначные). Только 10,8% опрошенных считают, что их КСК действительно заботится о благополучии жильцов, а 8,8% отметили, что с появлением КСК бытовые проблемы решать стало легче. На вопрос “принимаете ли вы участие в собраниях КСК?” 33% ответили утвердительно, 22,8% признались, что иногда посещают такие собрания. 38,3% заявили, что не ходят на собрания и 6% подчеркнули, что никогда не посещают собраний КСК. При этом из них 14,5% не ходят, потому что такие собрания не проводятся. 11,5% подчеркнули, что их на собрания никто не приглашает. 9,3% заявили, что они принципиально не посещают собрания, считая это бесполезной тратой времени. Среди тех, кто участвуют в собраниях КСК 29,8%, решают на них текущие проблемы по ремонту домов и подготовке к отопительному сезону. 19% респондентов считают, что такие собрания проводятся для галочки. О том, что на собраниях решаются общие вопросы управления и осуществляются выборы председателя, сказали 24,6% опрошенных. Как известно, КСК фактически никому не подчиняются и никем не контролируются. Как выяснилось, опрошенные жильцы этим очень недовольны. Так, 96% респондентов подчеркнули, что деятельность КСК необходимо контролировать. Для сравнения: только 2% считают, что это необязательно, и 2% затруднились дать ответ. На вопрос “кто должен осуществлять контроль за КСК?” 53,3% ответили, что это должен быть комитет, состоящий из жильцов дома. 38% считают, что эту миссию следует возложить на специальный отдел при акимате. 4,7% опрошенных затруднились дать ответ.

Жизнь в сегодняшних условиях достаточно непредсказуема, поэтому респондентам был задан вопрос “Кто, по вашему мнению, должен нести расходы на крупные проекты, такие как усиление сейсмоустойчивости или восстановление домов после стихийных бедствий?”. Мнения разделились следующим образом: 57% считают, что средства должны быть выделены из государственного бюджета; 32% полагают, что средства должны быть выделены из городского бюджета. 7,3% затруднились дать ответ. И только 3,8% целиком полагаются на КСК, считая, что именно кооперативы должны понести расходы в форс-мажорных обстоятельствах. Напоследок респондентам было предложено оценить, чья работа более эффективна – КСК сейчас или домоуправлений раньше. 46% опрошенных уверены, что при системе домоуправлений проблемы решать было легче. 24,8% заявили, что ничего не изменилось. То, что КСК работают лучше и их создание – это большой шаг вперед, заявили 23% респондентов. 6,3% затруднились ответить.

По мнению председателя КСК «Металлург-4», Другова В.Н., «все проблемы начались с момента создания КСК, когда у государства не было средств, чтобы содержать жилой фонд, и оно перешло на бездотационную систему». Монополисты собирают деньги, совершенно не заботясь о состоянии инженерных сетей, а государство занимает позицию лишь наблюдателя. Как считает Другов В.Н., монополисты должны хотя бы 10 процентов отчислять КСК на содержание их инженерных сетей, ведь раньше государство спонсировало домоуправления, а теперь КСК находятся на самофинансировании. Иными словами, корень зла кроется не в плохой работе КСК или неплатежах жителей, а в отношениях государства и монополистов.

КСК надо благодарить за то, что они не дали совсем разрушить жилищную систему, а стараются ее поддержать, несмотря на множество проблем. И неважно, как по-новому назовут институт управления объектами жилья — ЖЭКами или управдомами. Проблемы останутся теми же. Сейчас важно отрегулировать, прежде всего законодательную сторону: сколько и какие дома должны входить в состав КСК, кому они должны подчиняться и кто должен ими управлять.

В парламенте республики скоро начнется рассмотрение законопроекта о КСК для управленцев. Эксперты не уверены, что законопроект в том виде, в котором был представлен в средствах массовой информации, выдержит критику. Без доработок законопроект может внести существенные разногласия в деятельность органов самоуправления и предприятий коммунального хозяйства.

По-прежнему в различные инстанции идут жалобы на самовольство, злоупотребления, неисполнение своих обязанностей председателями КСК. По-прежнему СМИ напоминают о том, что тупиковая ситуация в этой системе требует от властей кардинальных мер. Не раз затрагивалась эта проблема и на страницах «Казахстанской правды» — 20.11.1999 г., 19.11.2000 г., 27.6, 25.8, 4.10 и 23.11.2001 г. Но этот пристальный интерес пока безрезультатен. И вот депутат Мажилиса Татьяна Квятковская огласила на встрече с журналистами новый законопроект, который, по ее мнению, разрешит накопившиеся проблемы в коммунальной сфере.

На парламентских слушаниях были рассмотрены вопросы работы председателей отдельных благополучных кооперативов и работников ассоциаций КСК. Однако большая часть проблем КСКне была затронута. Следственно, депутаты получили одностороннюю информацию.

При подготовке проекта было забыто правительственное постановление за № 1299 от 04.10.1995 г., согласно которому дома, переданные в ведение КСК, должны были быть капитально отремонтированы за государственный счет. Рассматривая существующий жилищный фонд г. Усть-Каменогорска необходимо отметить, что за последние 10 лет, не было проведено ни одного капитального ремонта. На сегодняшний день, по данным управления жилищно-коммунального хозяйства г. Усть-Каменогорска количество ветхого и аварийного жилья возросло на 8-10%, и составило около 30 тысяч квадратных метров. А по Республике Казахстан, согласно статистической информации, количество ветхого аварийного жилья возросло до 10-15%.

Но главной ошибкой законопроекта, как считают многие председатели КСК, является то, что предлагается сделать кооперативы «полноценным институтом» контроля над поставкой коммунальных услуг, дать им право самостоятельно аккумулировать и использовать средства на капремонт и другие нужды. Более того, предоставить им «максимальную независимость от местных исполнительных органов».

Анализируя вышесказанное, можно выделить две наиболее важные проблемы КСК :

Проблемы структуры управления КСК

Проблемы сохранения существующего жилищного фонда.



Жильцы






Жильцы






Жильцы




Старшая по дому


Старшая по дому


Старшая по дому


Председатель

Правления


Председатель

Правления

Председатель

Правления




Председатель КСК

АУП

Работники


Председатель КСК


Работники


АУП

Подрядчики (кап.ремонт)

Жильцы

(в счет погашения долга)

Председатель КСК

АУП


Работники

Управление благоустройства

Управление благоустройства


Государство (субсидии, дотации)
















А Б В


Рисунок 1.1 – Структуры управления КСК

А – существующая; Б, В – предлагаемые структуры.

На рисунке 1.1 показаны блок-схемы структуры управления КСК существующая и две предлагаемых. Из которых видно, что существующая структура управления самоконтролируемая и самофинансируемая. Но как показывает практика, руководство оказывается бесконтрольным , как со стороны жильцов, так и со стороны государственных органов, а также не имеет финансовой возможности содержать дома в удовлетворительном состоянии и производить капитальные ремонты ветхого аварийного жилья.

Анализируя предлагаемые структуры, видно что в первом случае (блок-схема Б), руководству КСК предлагается отчитываться перед Управлением благоустройства, а Управление благоустройства обязаны в свою очередь контролировать деятельность КСК. Но в то же время, КСК остается самофинансируемым.

В блок-схеме В, видно, что КСК становится не только подконтрольным, но и будет получать государственную поддержку, в виде субсидий, дотаций, что позволит КСК улучшить состояние ветхого аварийного жилья. Это также решит проблему сохранности жилищного фонда.


Сохранность существующего жилищного фонда.


Участие государства





Повышение тарифа на оплату услуг КСК





Резервный

Фонд


Субсидии, дотации





Собственники квартир



Рисунок 1.2 – Сохранность существующего жилищного фонда

Как видно из рисунка 1.2, если государство не будет финансировать КСК в виде субсидий и дотаций, правлению КСК придется решать эту проблему за счет повышения тарифов за услуги КСК, либо создавать резервные фонды, планировать примерный объем работ по капитальному ремонту каждого дома в отдельности за счет собственников квартир. Из этого следует, что жильцам новых домов не придется создавать резервные фонды, и соответственно они будут против повышения тарифа на услуги КСК. Тогда собственникам ветхих аварийных домов придется самим восстанавливать свое жилье и платить во много раз больше чем, собственникам новых домостроений.

Таким образом, государство обязано взять под свой контроль кооперативы собственников квартир и оказывать им финансовую поддержку.


1.4 Российский опыт жилищной реформы

В 1997 г. указом президента Российской Федерации №425 от 28 апреля 1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» была одобрена новая Концепция реформы ЖКХ, направленная на ускорение и углубление преобразований в этой сфере, а также усиление контроля на федеральном уровне за ходом жилищной реформы на местах. Необходимость снижения затрат выдвинута в ней на первый план. Для этого предполагаются как расширение масштабов преобразований по уже реализующимся направлениям жилищной реформы, так и некоторые новые идеи.

Концепция в основном придерживается базовых принципов реформы ЖКХ и нацелена на всемерную поддержку создания товариществ собственников жилья, внедрение договорных отношений в ЖКХ, завершение процесса передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность и т.п. Она определяет федеральные стандарты в области оплаты жилья, которые ориентируются на постепенное повышение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг за счет населения, фактически воспроизводя подход, принятый в постановлении правительства №935 от 22 сентября 1993 г. Но в отличие от последнего, во-первых, в состав затрат, покрываемых населением, включен капитальный ремонт, во-вторых, сроки перехода на 100-процентное покрытие затрат увеличены до 2004 г., в-третьих, предусмотрены более динамичные изменения максимальной доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейном доходе.

Важное значение в условиях реформирования жилищно-коммунальных правоотношений приобретает формирование на базе существующего и вновь строящегося жилья товариществ собственников жилья. Процесс создания товариществ получил законодательное оформление с принятием закона Российской Федерации «О товариществах собственников жилья». Первые товарищества собственников жилья были зарегистрированы еще в начале 1994 года в Рязани и Ярославле после выхода Указа Президента Российской Федерации № 2275 от 23 декабря 1993 года «Об утверждении временного положения о кондоминиуме». Эту дату можно считать днем рождения программы развития товариществ собственников жилья. В настоящее время товарищества регистрируются по всей территории России, и их численность ежемесячно возрастает. По данным Института экономики города, в настоящее время в России существует более 1000 товариществ собственников жилья.

Особенностью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования, переход к более плавному изменению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, учитывающему рост реальных доходов граждан. Это позволит обеспечить наиболее безболезненный для населения России переход жилищно-коммунального хозяйства к рыночной системе хозяйствования. В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа самоуправления дотации на оплату жилья и коммунальных услуг в жилых домах, находятся на балансе товарищества собственников жилья, выплачиваются в тех же размерах, что и на содержание муниципального жилищного фонда. При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги товариществам собственников жилья необходимо исходить из уровня тарифов, установленных для населения в данном муниципальном образовании.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает:

переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей;

увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня.

Один из основных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства состоял в переходе к бездотационному финансированию отрасли. Однако осуществить перевод 100% оплаты всех коммунальных услуг на потребителя за счет снижения себестоимости коммунальных услуг на сегодняшний день в России так и не удалось. Основной причиной этого стало отсутствие экономических механизмов для реализации намеченных планов. В настоящее время цены на содержание жилья и услуг по подаче воды, тепла, электроэнергии неуклонно растут, что фактически противоречит главной концепции реформирования ЖКХ. Переход к рыночным отношениям в отрасли оказался проблематичным по следующим причинам:

не сформированы эффективные формы собственности на жилье, способные обеспечить весь жизненный цикл жилых домов;

отсутствует рынок коммунальных услуг, что приводит к их концентрации в руках естественных монополий и делает бесконтрольные механизмы нормирования и тарифообразования;

не отработан механизм перепродажи коммунальных услуг, что ставит потребителей в неравные условия по одинаковым видам услуг и противоречит основам законодательства.

Рост цен и стоимость коммунальных услуг, а также безработица обусловили массовые неплатежи и колоссальную задолженность по квартплате. Эти задолженности и постоянный дефицит федеральных и местных бюджетов привели к срыву в работе по планово-предупредительному ремонту жилых домов и коммунальных сооружений. Тарифная политика, рассчитанная на возможности богатого общества, оказалась на самом деле дискриминационной по отношению к малоимущим. Реформа ЖКХ практически свелась непрерывному повышению платежей за квартиры и коммунальные услуги без улучшения их качества.

Неплатежи потребителей – одна из серьезнейших финансовых проблем жилищно-коммунального хозяйства. Руководители предприятий отрасли всех без исключения регионов страны поднимают вопрос о льготных категориях потребителей, в отношении которых действуют щадящие тарифы, устанавливаемые как правительством Российской Федерации, так и местными властями. Чтобы не нести огромных убытков, не связанных с предоставлением льгот, предприятия жилищно-коммунального хозяйства перекладывают их на другие организации, увеличивая тарифы на свои услуги.

Таким образом, от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в сегодняшней ситуации, в России, никто не выигрывает: ни население, ни промышленные предприятия, ни жилищно-коммунальное хозяйство, ни бюджет в целом.

Стремление правительства Российской Федерации отнести все расходы по эксплуатации, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг непосредственно на население при сегодняшней его платежеспособности и уровня оплаты труда не реально не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем.

При расчете тарифов, бесспорно, в первую очередь должны учитывать реальные доходы граждан, а не покрытие соответствующей доли затрат, что предлагает правительственная концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства.




2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КСК «МЕТАЛЛУРГ-4»

2.1 Краткая характеристика КСК «Металлург-4»

Кооператив собственников квартир «Металлург-4» начал работу с 1 сентября 1996 года. Кооператив занимается эксплуатацией жилых домов. Работа, входящая в эксплуатационные расходы:

содержание придомовой территории в удовлетворительном состоянии;

текущий ремонт внутридомовых систем водоснабжения, кровли;

подготовка систем отопления к работе в зимний период,

запуск и регулировка систем отопления;

эксплуатация электрических сетей, аварийное обслуживание жилого фонда.

КСК «Металлург-4» обслуживает 14 жилых домов (1184 квартиры), общей площадью 61124 квадратных метров. Доходы КСК складываются из платежей собственников квартир за эксплуатационные расходы. Данный кооператив собственников квартир товаро-закупочной деятельностью не занимается, услуги на сторону не оказывает, предпринимательской деятельностью не занимается. Все сантехнические работы в квартирах проводятся бесплатно, основных и транспортных средств на балансе КСК нет.

Списочный состав работников 22 человек. Штатное расписание:

Председатель КСК – 1 чел.;

Гл. бухгалтер – 1 чел.;

Бухгалтер - 1 чел.;

Кассир – 1 чел.;

Мастер – 1 чел.;

Паспортистка - 1 чел.;

Слесарь-сантехник – 3 чел.;

Сварщик – 1 чел.;

Дворник – 5 чел.;

Мусоропробойщик – 2 чел.;

Электрик – 1 чел.;

Уборщик лестничной площадки – 2 чел.;

Разнорабочие - 2 чел.




Анализ доходов

Все стороны хозяйственно-финансовой деятельности жилищно-эксплуатационных организаций отражаются на финансовых результатах и, в свою очередь, зависят от них. Поэтому все доходы жилищного хозяйства направляются на его нужды. То есть КСК за счет своих доходов должно покрывать все эксплуатационные расходы (кроме затрат на капитальный ремонт). Из этого следует, что все основные функции – текущий ремонт, содержание санитарных условий, обслуживание жителей – кооператив собственников квартир может выполнять в том объеме, в каком ему позволяют собственные доходы.

Доходы жилищно-эксплуатационных организаций состоят из платы за жилье (от собственников квартир) и нежилые (от арендаторов) помещения, сборов с арендаторов на покрытие эксплуатационных расходов, и прочих доходов.

Доходы же анализируемой жилищной организации, то есть «Металлург-4», складываются из квартирной платы.

Анализу предшествует построение аналитической таблицы, в которой приводятся исходные данные и средние величины по доходам КСК. Сравнение по показателям структуры за 3 года позволяет установить закономерности, свойственные жилищному хозяйству. Так, например, по таблице видим, что за анализируемый период снизилась среднегодовая величина эксплуатируемой жилой площади. А это, в свою очередь, влияет на размер получаемых доходов КСК.

По результатам таблицы делаем следующие выводы, что в каждом из анализируемом отчетном году наблюдается задолженность по квартплате. Так за 2000 год она составила 470,716 тысяч тенге, а за 2001 и 2002 года соответственно 171,2 тысяч тенге и 22,37 тысяч тенге. Как видно с каждым последующим годом задолженность сокращалась, а из всех анализируемых периодов самая малая величина по задолженности составила в 2002 году – 22,37 тысяч тенге.

Как уже отмечалось выше, с каждым годом снижалась величина эксплуатируемой жилой площади. В сравнении с 2000г. жилая площадь в 2001г. уменьшилась на 47,85 м2, а в 2002г. в сравнении с 2001г. величина площади снизилась на 37,97 м2. Все это влияет на величину годовых доходов, получаемых КСК «Металлург-4».

Воспользуемся методом цепных подстановок. Как нам уже известно, доход от реализации услуг, в нашем случае, зависит от двух основных факторов: величины эксплуатируемой жилой площади (S) и числа проживающих жильцов в жилом здании (ч). Данный годовой доход складывается из квартплаты (КП) за год, то есть 12 месяцев.


КП = S * КС * 12, (2.1)


где, КП – квартплата, тыс. тг;
S – эксплуатируемая жилая площадь, м2;
КС – квартирная ставка, 6,14 тенге за м2.

Алгоритм расчета способом цепной подстановки для данной модели (для 2000, 2001, 2002г.)

КП00 = S00 * 6,14 * 12 = 61209,82* 6,14 * 12 = 4509,939 тыс.тенге

КП01 = S01 * 6,14 * 12 = 61161,97 * 6,14 * 12 = 4506,413 тыс.тенге

КП02 = S02 * 6,14 * 12 = 61124 * 6,14 * 12 = 4503,616 тыс.тенге


Как видим, в данном случае это уменьшение величины эксплуатируемой жилой площади в 2001 году наблюдается уменьшение величины квартплаты на 3,526 тыс.тенге (4506,413 – 4509,939), а в 2002г. снижение на 2,79 (4503,616 - 4506,413).

Таким образом, изменение дохода за реализацию услуг по плану, а точнее его уменьшение за 2001г. от планового дохода 2000г., и в 2002г. по сравнению с 2001г. - явилось результатом уменьшения величины эксплуатируемой жилой площади:

а) в 2001г. на - 3,526 тыс.тенге

б) в 2002г. на - 2,79 тыс.тенге

ΔКП = 4506,413 – 4509,939 = - 3,526 тыс.тенге

ΔКП = 4503,616 – 4506,413 = - 2,79 тыс.тенге


После проведения анализа годовых доходов от реализации работ, услуг мы выявили, что с каждым годом, начиная с 2000 отчетного года, идет уменьшение начисляемых годовых доходов. На это влияет такой фактор, как уменьшение величины жилой площади. Так, в 2001г. площадь сократилась на 47,85 м2 (61161,97 – 61209,82).

В 2001г. площадь сократилась на 37,97 м2 в сравнении с 2001г. Изменение величины эксплуатируемой жилой площади идет за счет того, что жильцы пересчитывают площади своих квартир, а так как квартплата зависит от площади (т.к. в нашем случае, квартирная ставка с м2 на анализируемых периодах постоянна), то с ее уменьшением идет снижение величины квартирной платы.

Для того чтобы проанализировать доход, который непосредственно получает КСК (т.е. фактический), мы вынесем из таблицы 1 данные по доходам за все года в отдельно построенную таблицу 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ доходов в динамике лет
Показатель


2000г.


Отклонения


2001г.

план


факт


абс.


%


план


Факт

1


2


3


4


5


6


7

Доход от реализации работ и услуг, тыс.тг



4509,939



4039,223



- 470,716




92,17



4506,413



4335,213


Продолжение таблицы 1

Показатель


Отклонения


2002г.


Отклонения

абсол.


%


от 1999г.


план


факт


абсол.


%


от 2000г.

1


8


9


10


11


12


13


14


15

Доход от реализации работ и услуг, тыс.тг



- 171,2



97,1



295,99



4503,616




4481,246



- 22,37



99,6



146,033

В целом по получению доходов КСК «Металлург-4» план был выполнен на 99,6% (получено 4481,246 тыс.тенге при плане 4503,616 тыс.тенге). Только в 2002 году, абсолютное отклонение составило 22,37 тыс.тенге – это говорить о задолженности на данный период. В 2001 г. задолженность за эксплуатацию жилья составила 470,716 тыс.тенге, а в 2002г. составила 171,2 тыс.тенге, что на 229,516 тыс.тенге меньше в сравнении с предыдущим годом (470,716 – 171,2).

При этом план в 2000г. и 2001г. был выполнен соответственно на 92,17% и 91,17%. Все это говорит о том, что самый удачный сработанный год был 2002, так как за этот год в сравнении с 2000г. и 2001г. было самое высокое выполнение плана и низкая задолженность за эксплуатацию жилья.

Для большей наглядности планирования и получения доходов можно изобразить графически (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 - Диаграмма планирования и поступления доходов в КСК

«Металлург-4»

2.3 Анализ расходов

Одним из основных моментов – определение расходов на содержание зданий.

Определение суммы расходов на содержание жилища – это очень серьезный вопрос. Недопустимо наугад устанавливать эту сумму. Для ее определения необходимо составление бюджета.

Главный принцип состоит в том, чтобы определить размер необходимых в течение года затрат на содержание дома, оплату труда работников и сумму, необходимую для внесения в резервный фонд на ремонт основных элементов здания.

Каждая хозяйственная организация в процессе осуществления возложенных на нее функций – оказание услуг, выполнение различного рода работ – должна нести определенные затраты.

Применительно для КСК к ним относят: затраты на содержание и ремонт зданий, на осуществление мероприятий по содержанию и санитарной очистке территории домохозяйства, содержание обслуживающего персонала, по обслуживанию лиц, проживающих в здании.

Все затраты можно разделить на две группы затрат живого и общественного труда.

Первая из них – это заработная плата, включая премии всех работников и связанных с ней отчисления в пенсионный фонд и социальное страхование.

Вторая – затраты прошлого труда, овеществленного в материалах (включая электро- и теплоэнергию), оборудовании, инструменте, инвентаре, используемых в эксплуатации.

В состав эксплуатационных расходов входят затраты на содержание аппарата управления, обслуживающего персонала и домохозяйства, расходы на текущий ремонт, техническую инвентаризацию, обязательные платежи и отчисления, и прочие расходы.

Величина эксплуатационных расходов зависит от размера жилой и нежилой площади, наличия инженерного оборудования и устройств в домах, площади дворов, элементов внешнего благоустройства, технического состояния жилого фонда.

Эксплуатационные расходы КСК предназначены в основном для обеспечения сохранности жилого здания, поддержание здания и территории в должном санитарном состоянии, обслуживание жителей.

Для проведения общего анализа расходов КСК сопоставляем данные по статьям затрат анализируемых лет и составляем таблицу 2.

Итак, по результатам таблицы видно, что за все три анализируемых периода сократились расходы на выплату заработной платы. Так, в 2000г. данные расходы составили 819,731 тыс.тенге, в 2001г. эти же расходы сократились на 85,831 тыс.тенге (733,9 – 819,731). Отклонение расходов 2001г. равно – 71,6 тыс.тенге (662,3 – 733,9). В связи с этой статьей затрат идет соответственно уменьшение расходов на отчисления в пенсионный фонд . Так, в 2000г. в сравнении с 2001г. по данной статье расходы снизились на 52,514 тыс.тенге, а вот в 2002г. расходы снизились на 59,5 тыс.тенге (37,6 - 97,1). По статье расчеты с поставщиками в каждом году идет увеличение расходов. Так, в 2001г. эти расходы увеличились на 16,994 тыс.тенге, а в 2002г. на 255,2 (288,3 – 33,1).

Как видим из таблицы, больше затрат было в 2000 отчетном году, так как в этом году были произведены дополнительные расходы. В эти затраты вошли расходы на: отчислений социального налога -12,148 тыс.тенге; расчеты с поставщиками – 16,106 тыс. тенге; услуги банка – 9,201 тыс. тенге; затраты на материалы - 235,718; по оплате земельного налога – 1,480 тыс. тенге, а также оплата Коммунсервис – 209,0 тыс. тенге. В 2001 году были лишь одни дополнительные расходы, связанные с оплатой за услуги аудита, которые составили 19,8 тыс. тенге.

Незначительное отклонение по расходам 2000 и 2001 годов наблюдается по следующим статьям: подоходный налог, оплата электроэнергии и услуги связи. Так, в 2001 году в сравнении с 2000 годом по данным статьям

Таблица 2 - Анализ затрат в разрезе лет



Статья

Затрат



Ед.

Изм.



2000 год



2001

год


Отклонение от

предыдущего

года



2002

год


Отклонение от

предыдущего

года

Абсол.


%


Абсол.


%

Выплаты заработной

платы

Отчисления в фонд

пенсионный

Социальный налог

Расчеты с

поставщиками

Перечислено за услуги

банка

Земельный налог

Подоходный налог

Оплата электроэнергии

Услуги связи

Приобретено материалов

Услуги аудита

Коммунсервис



Расходы, всего:



Тыс.

Тг.

Тыс.

Тг.

-//-

-//-


-//-


-//-

-//-

-//-

-//-


-//-

-//-

-//-



819,731


149,614

12,148

16,106


9,201


1,480

18,111

159,0

16,440


235,718

-

209,0


1646,549



733,9


97,1

4,43

33,1


-


-

22,4

162,4

4,7


86,07

19,8

-


1163,9



-85,831


-52,514

- 7,718

+16,994


-9,201


-1,480

+4,289

+3,4

-11,74


-149,648

+19,8

-209,0


-482,649



-10,5


-35,1

-63,5

105,5


-


-

23,7

2,1

-71,4


-63,5

-

-


-29,3



662,3


37,6

5,55

288,3


-


-

285,6

115,1

4,5


117,95

-

-


1516,9



-71,6


-59,5

+1,12

+255,2


-


-

+263,2

-47,3

-0,2


+31,88

-19,8

-


+353,0



-9,8


-61,3

25,3

771


-


-

1175

29,1

-4,3


37,04

-

-


30,3


было следующее отклонение: по подоходному налогу + 4,289 тыс. тенге; по оплате услуг связи –11,74 тыс. тенге и по оплате за электроэнергию + 3,4 тыс. тенге. А вот по статье по приобретению материалов в 2001 году расходы снизились на 149,648 тыс. тенге, в сравнении с предыдущим годом. В общем, по 2000 году расходы снизились на 482,649 тыс. тенге (от 2000года) и затраты данного года меньше расходов в сравнении с анализируемыми годами.

В 2002 году произошло заметное увеличение расходов по оплате подоходного налога, данное увеличение составило 263,2 тыс. тенге, также на 31,88 тыс. тенге увеличились затраты, связанные с приобретением материалов. Зато по оплате за электроэнергию и услуги связи произошло снижение расходов на 47,3 тыс. тенге и 0,2 тыс. тенге соответственно. В общем за 2002 год в сравнении с предшествующим годом расходы увеличились на 353,0 тыс. тенге.

Более лучше увидеть разницу в расходах по анализируемым годам можно наглядно, с помощью диаграммы, отображающей расходы 2000, 2001 и 2002 годов.

Рисунок 2.2 - Расходы в сравнении с анализируемыми годами


Для определения степени влияния статей затрат на их общую сумму приведем расчет этих влияний в таблицу 3. При определении степени влияния статей затрат на их полную сумму используем метод факторных индексов по формуле:

(i – 100) * Un

Jф = -------------------, (2.2)

100

где, Jф – индекс влияния факторов, %;

i – индивидуальный индекс фактора, равный отношению (%)

значения показателя фактора 2001г. к предшествующему 2000г.;

Un – удельный чес первичного показателя (фактора) в суммарном

значении расходов 2000г.

Таблица 3 - Аналитическая таблица для определения влияния статей

затрат на полную сумму расходов 2000г
Статьи затрат



2000г.



2001г.


Абсол. отклон.

(-) экон.

(+) перер.


Относительное влияние, Jф (%)

i


i - 100


Un


(i – 100)

* Un

Jф = --,

100

Зарплата
Отчисления в

пенс. фонд

Социальный

налог

Расчеты с

поставщиками

Услуги банка
Земельн. налог
Подох. налог
Эл.энергия
Услуги связи
Приобретено

материалов

Услуги аудита
Коммунальн. сервис


ВСЕГО:


819,731


149,614


12,148


16,106

9,201

1,480

18,111

159,0

16,440


235,718

-

209,0



1646,549


733,9


97,1


4,43


33,1

-

-

22,4

162,4

4,7


86,07

19,8

-



1163,9


-85,831


-52,514


- 7,718


+16,994

-9,201

-1,480

+4,289

+3,4

-11,74


-149,648

+19,8

-209,0



-482,649


89,5


64,9


36,5


205,5

-

-

123,7

102,1

28,6


36,5

-

-



70,7

Комментарии Вконтакте:

“ Информация ”

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.